Псалмодия

Категории словаря

Псалмодия (греч. palmodia — псалмопение) — термин, который в византийской письменности 5–6 вв. обозначал правила пения монахами Псалтири. Ранние муз. записи П. не сохранились. В лит-ре П. как пение сосредоточенное, не допускающее выражения эмоций, противопоставляется пению в «мирских» церквах. Э. Вернер определяет П. как вид монодии, в основе к-рой лежит строгая координация синтаксич. и муз. акцентов. Протяжённость, движение и фразировку силлабич. мелодии, её цезуры и каденции определяет синтаксич. конструкция всего текста, а не отд. слова. Сопоставляя раннехрист. формы богослужения с синагогальными, А. З. Идельсон, а также Э. Вернер пришли к выводу о происхождении визант.п. от еврейской. Муз. записи визант.п. относятся к 13 в. Поступенное движение голоса в этих записях часто сменяется скачками в объёме до октавы включительно; на отд. словах даны краткие мотивы, хотя конструкция напева в целом остаётся подчинённой стихосложению текста. Это — поздняя модификация П.

Важное место П. занимает в григорианском пении; типическим как для византийской, так и для григорианской П. являются мерное и плавное восхождение в начале напева (initium), речитация на одном звуке в середине (tenor), нередко прерываемая своего рода «кульминацией» на ещё более высоких звуках, и плавное же нисхождение в конце (finalis). Существовало три рода П., имевшие давнее происхождение, — респонсориальная П. (при к-рой сольное исполнение стихов псалма чередуется с хор. исполнением, своего рода «рефреном»), антифонная (попеременное пение двух хоров) и исполнение только сольное (в ранние периоды) или только хоровое (позднее).

Моск. церк. уставы характеризуют П. как пение «кротким и тихим гласом, косно (медленно) и во услышание всем», т. е. как спокойное, без особых усилий, пение в медиуме голоса. Такую П. представляют отд. участки Псалтири, распетой в 16 в. новгородским мастером пения Маркелом Безбородым. П. встречается в раннем рус. осмогласии (погласицы, самогласны, подобны). Рус. П. родственна византийской по методу изложения напева, основанному на координации синтаксич. и муз. акцентов и на связи стихосложения с муз. фразировкой.

Литература: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.-Л., 1941, с. 386–402; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; его же, Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971; Wagner Р., Einfuhrung in die gregorianischen Melodien, Tl 1–3, Lpz., 1895, 1911–21; Idelsohn A., Jewish music in its historical development, N. Y., 1929, то же, 1944; Wellesz E., A history oi Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961; Werner E., The sacred bridge, L.-N. Y., 1959; Strunk О., The Byzantine office at Hagia Sophia, в кн.: Dumbarton Oaks Papers, numers nine and ten, Camb. (Mass.), 1956.

H. Д. Успенский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Иранский балет Балет и танец
Пианизм Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Норвежская музыка Национальные культуры
Аранжировка Термины и понятия
Сценический танец Балет и танец
Аплодисменты Термины и понятия
Абсолютный слух Термины и понятия
Скоморохи Национальные культуры
Полная каденция Теория музыки
Tour lent, тур лан Балет и танец
Сценарий в балете Балет и танец

Реклама