Интермедия (от лат. intermedins — находящийся посреди, промежуточный; итал. intermedio, intermezzo, франц. intermede, нем. Intermedium).
1) Муз. пьеса или к.-л. рода сценич. представление (пантомима, балет, маскарад, род оперной сцены) между актами спектакля. Появилась в Италии в конце 15 в., вначале применялась преим. в постановках комедий. Целью И. было развлечь зрителя, а также подчеркнуть деление спектакля на акты (это было особенно важно при исполнении классич. лат. комедий). Нередко И. привлекала большее внимание слушателей, чем сама пьеса, в к-рую она включалась. Связь И. с осн. действием, как правило, полностью отсутствовала или была очень отдалённой. Сюжеты сценич. И. обычно заимствовались из мифологии. Большое значение в И. приобрели сценич. оформление, костюмы и декорации. Первоначально в них господствовала инстр. и ансамблево-хор. музыка (произв. типа мадригала). С 17 в. важное место в И. занимают сольное пение, диалоги. В это время появляются И., к-рые могут рассматриваться как маленькие оперы, исполняемые «параллельно» осн. действию, вперемежку с ним. Таковы, напр., опера Д. Белли «Страдающий Орфей» (1616), написанная как И. к «Аминте» Тассо, опера О. Верницци «Улисс и Цирцея» (1619) — И. к пьесе «Алькей» Бранки.
В Италии И. писали братья К. и Дж. Ч. Монтеверди, С. Росси, М. да Гальяно, Ф. Витали и др. В том же 17 в. И. распространилась в др. странах. Каждой нац. разновидности сценич. иск-ва был присущ свой тип И. Так, во французской лирической трагедии И. представляла собой исключительно балетные номера. Само проникновение И. в трагедию было важным завоеванием 17 в., свидетельствовавшим о росте самостоятельности И. (в трагедии не было необходимости в И. для подчёркивания деления на акты, т. к. эту роль выполнял хор).
И. в опере-сериа носили преимущественно комедийный, юмористич. характер; они накладывали отпечаток на восприятие всего представления. Лишь в Вене и при нем. дворах, в связи с реформой П. Метастазио и А. Дзено, И. в 20-х гг. 18 в. были изгнаны из оперы-сериа как чуждый элемент. Особенно большое развитие И. в опере-сериа приобрели в Италии. Многие И. переходили из оперы в оперу, исполнялись и самостоятельно. Наиболее значит. итал. И. явилась «Служанка-госпожа» Перголези (1733), написанная им для собств. оперы-сериа «Гордый узник». «Служанка-госпожа» положила начало развитию итал. оперы-буффа, вызвала во Франции знаменитую «войну глюкистов и пиччинистов» и способствовала зарождению франц. комич. оперы; одним из первых её образцов явилась И. «Деревенский колдун» (1752), написанная Ж. Ж. Руссо под впечатлением «Служанки-госпожи».
В России в 17–18 вв. И. наз. короткие сцены комич. характера, разыгрывавшиеся 2–3 персонажами между действиями драмы (часто это были пародии на саму драму, иногда — инсцениров. анекдоты или популярные в то время в народе шутки). В т.н. драмах-панегириках встречались и муз. И. В эпоху Петра I И., направленные против врагов царских реформ, носили резко сатирич. характер. Популярность таких И. была очень велика. В конце 18 в. в ярмарочных представлениях зародился новый вид балаганной И. Один из самых популярных героев этих И.- Петрушка.
2) Эпизод в фуге, связывающий различные проведения темы, называется также интерлюдией и дивертисментом (2).
Литература: Goldschmidt H., Studien zur Geschichte der italienischen Oper im 17. Jahrhundert, Bd 1–2, Lpz., 1901–1904; Rolland R., L’opera avant l’opera, в его кн.: Musiciens d’autrefois, P., 1908, рус. пер. в кн.: Роллан Р., Музыканты прошлых дней, М., 1938; Pulver J., The intermezzi of the opera, «Proc. Mus. Association», XLIII, 1917; Rolandi U., Il libretto per musica attraverso i tempi, Roma, 1951; Magagna to L., Teatri italiani del Cinquecento, Venezia, 1954; Engel H., Nochmals die Intermedien von Florenz 1589, в кн.: Festschrift Max Schneider, zum 80 Geburtstage, Lpz., (1955); Lazarevich G., The Neapolitan intermezzo and its influence on the symphonic idiom, «MQ», 1971, v. LVII, No 2.
E. А. Мнацаканова, M. А. Зильберквит
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.