Интермедия

Интермедия (от лат. intermedins — находящийся посреди, промежуточный; итал. intermedio, intermezzo, франц. intermede, нем. Intermedium).

1) Муз. пьеса или к.-л. рода сценич. представление (пантомима, балет, маскарад, род оперной сцены) между актами спектакля. Появилась в Италии в конце 15 в., вначале применялась преим. в постановках комедий. Целью И. было развлечь зрителя, а также подчеркнуть деление спектакля на акты (это было особенно важно при исполнении классич. лат. комедий). Нередко И. привлекала большее внимание слушателей, чем сама пьеса, в к-рую она включалась. Связь И. с осн. действием, как правило, полностью отсутствовала или была очень отдалённой. Сюжеты сценич. И. обычно заимствовались из мифологии. Большое значение в И. приобрели сценич. оформление, костюмы и декорации. Первоначально в них господствовала инстр. и ансамблево-хор. музыка (произв. типа мадригала). С 17 в. важное место в И. занимают сольное пение, диалоги. В это время появляются И., к-рые могут рассматриваться как маленькие оперы, исполняемые «параллельно» осн. действию, вперемежку с ним. Таковы, напр., опера Д. Белли «Страдающий Орфей» (1616), написанная как И. к «Аминте» Тассо, опера О. Верницци «Улисс и Цирцея» (1619) — И. к пьесе «Алькей» Бранки.

В Италии И. писали братья К. и Дж. Ч. Монтеверди, С. Росси, М. да Гальяно, Ф. Витали и др. В том же 17 в. И. распространилась в др. странах. Каждой нац. разновидности сценич. иск-ва был присущ свой тип И. Так, во французской лирической трагедии И. представляла собой исключительно балетные номера. Само проникновение И. в трагедию было важным завоеванием 17 в., свидетельствовавшим о росте самостоятельности И. (в трагедии не было необходимости в И. для подчёркивания деления на акты, т. к. эту роль выполнял хор).

И. в опере-сериа носили преимущественно комедийный, юмористич. характер; они накладывали отпечаток на восприятие всего представления. Лишь в Вене и при нем. дворах, в связи с реформой П. Метастазио и А. Дзено, И. в 20-х гг. 18 в. были изгнаны из оперы-сериа как чуждый элемент. Особенно большое развитие И. в опере-сериа приобрели в Италии. Многие И. переходили из оперы в оперу, исполнялись и самостоятельно. Наиболее значит. итал. И. явилась «Служанка-госпожа» Перголези (1733), написанная им для собств. оперы-сериа «Гордый узник». «Служанка-госпожа» положила начало развитию итал. оперы-буффа, вызвала во Франции знаменитую «войну глюкистов и пиччинистов» и способствовала зарождению франц. комич. оперы; одним из первых её образцов явилась И. «Деревенский колдун» (1752), написанная Ж. Ж. Руссо под впечатлением «Служанки-госпожи».

В России в 17–18 вв. И. наз. короткие сцены комич. характера, разыгрывавшиеся 2–3 персонажами между действиями драмы (часто это были пародии на саму драму, иногда — инсцениров. анекдоты или популярные в то время в народе шутки). В т.н. драмах-панегириках встречались и муз. И. В эпоху Петра I И., направленные против врагов царских реформ, носили резко сатирич. характер. Популярность таких И. была очень велика. В конце 18 в. в ярмарочных представлениях зародился новый вид балаганной И. Один из самых популярных героев этих И.- Петрушка.

2) Эпизод в фуге, связывающий различные проведения темы, называется также интерлюдией и дивертисментом (2).

Литература: Goldschmidt H., Studien zur Geschichte der italienischen Oper im 17. Jahrhundert, Bd 1–2, Lpz., 1901–1904; Rolland R., L’opera avant l’opera, в его кн.: Musiciens d’autrefois, P., 1908, рус. пер. в кн.: Роллан Р., Музыканты прошлых дней, М., 1938; Pulver J., The intermezzi of the opera, «Proc. Mus. Association», XLIII, 1917; Rolandi U., Il libretto per musica attraverso i tempi, Roma, 1951; Magagna to L., Teatri italiani del Cinquecento, Venezia, 1954; Engel H., Nochmals die Intermedien von Florenz 1589, в кн.: Festschrift Max Schneider, zum 80 Geburtstage, Lpz., (1955); Lazarevich G., The Neapolitan intermezzo and its influence on the symphonic idiom, «MQ», 1971, v. LVII, No 2.

E. А. Мнацаканова, M. А. Зильберквит
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Разрешение Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Набат Музыкальные инструменты
Хоровая музыка Музыкальные жанры
Вокализ Музыкальные жанры
Певчий дьяк Опера, вокал, пение
Принципал Музыкальные инструменты
Фестивали балета Балет и танец
Регистр Термины и понятия
Балет Термины и понятия
Диксиленд Термины и понятия

Реклама