Санкт-Петербургское филармоническое общество — одно из старейших русских музыкальных обществ. Основано в Петербурге в 1802 по инициативе нескольких музыкантов придворного театрального оркестра и любителей классической музыки, собиравшихся на музыкальные вечера у придворного банкира А. А. Раля.
Целью Петербургского филармонического общества являлась популяризация классической ораториальной и симфонической музыки, а также оказание помощи семьям умерших музыкантов императорских театров. Главными учредителями общества стали камер-музыканты Д. Бахман, А. Булант, историк, литературовед и библиограф Ф. А. Аделунг и Раль. Первыми директорами Петербургского филармонического общества были избраны скрипачи И. Мазнер и Н. Г. Поморский, виолончелист Д. Бахман, флейтист Ф. Михель и фаготист А. Булант; среди почётных директоров — Мих. Ю. Виельгорский.
Согласно уставу общества (опубликован в 1807) в действительные члены принимались исключительно артисты оркестра императорских театров.
Петербургское филармоническое общество ежегодно устраивало 1-4 концерта, сборы с которых составляли пенсионный фонд (т. н. Касса музыкантских вдов). На первом концерте 24 марта 1802 была исполнена оратория «Сотворение мира» Й. Гайдна. За период 1802-1902 было проведено 205 концертов, отличавшихся содержательностью программ и высоким художественным уровнем исполнения. На этих концертах прозвучали оратории Гайдна, Г. Ф. Генделя, Л. Бетховена, Л. Керубини, Ф. Мендельсона, симфонии Бетховена (в т. ч. 9-я, 1836), Гайдна, В. А. Моцарта, произведения К. М. Вебера, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа, М. И. Глинки и др. В 1824 здесь впервые была полностью исполнена Торжественная месса (Missa solemnis) Бетховена.
В концертах принимали участие выдающиеся инструменталисты, певцы, Придворная певческая капелла; оркестром дирижировали А. Парис, К. Ф. Альбрехт, Берлиоз, Л. Маурер, К. Б. Шуберт, Вагнер, X. Бюлов, К. Н. Лядов, А. Г. Рубинштейн, Э. Ф. Направник, К. Ю. Давыдов и др.
В 1870 и 1880 общество провело 3 исторических концерта (от средне-вековой музыки и старинных народных песен до произведений Глинки, Шумана, Берлиоза, Вагнера и Листа).
Концерты давались обществом систематически до начала 1890-х гг. Деятельность Петербургского филармонического общества имела большое музыкально-просветительское значение.
Почётными членами его были многие выдающиеся русские и зарубежные музыканты: Д. С. Бортнянский, О. А. Козловский, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. Д. Улыбышев, М. Д. Резвой, А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, К. Ю. Давыдов, Л. С. Ауэр, Г. Венявский, Г. Берлиоз, Р. Вагнер, А. Вьётан, Й. Гайдн, Л. Керубини, Ф. Лист, Дж. Мейербер, Дж. Филд и др.
Глинка посвятил Петербургскому филармоническому обществу испанскую увертюру «Ночь в Мадриде» (1851).
В 1917 году Общество приостановило свою деятельность, возобновить которую ему суждено было лишь спустя 75 лет — в 1992 году.
Литература: Альбрехт Е., Общий обзор деятельности высочайше утвержденного С.-Петербургского Филармонического общества с приложениями и с проектом изменения его устава, СПВ, 1884; 100-летний юбилей С.-Петербургского филармонического общества, (СПБ, 1902).
И. М. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.