В Зальцбурге прозвучали фрагменты вагнеровского «Кольца» под управлением Кристиана Тилемана
Зальцбургский Пасхальный фестиваль 2021 был сокращён и перенесён на длинные осенние каникулы, удачно совпавшие в этом году с обычными выходными. Именно поэтому впадающий в загробно-хэллоуиновую летаргию Зальцбург оказался в эти дни центром серьёзной музыки.
В программе концерта Саксонской государственной капеллы Дрездена под управлением маэстро Кристиана Тилемана не было, на первый взгляд, ничего экстраординарного: I акт «Валькирии» в первом отделении и ассорти из «Гибели богов» (Рассвет, Путешествие Зигфрида по Рейну, Траурный марш и финальная сцена самоубийства Брунгильды «Starke Scheite schichtet mir dort…») – во втором. Между тем, обе части концерта были исполнены с поистине огненной мощью и философской глубиной.
Чтобы не утомлять субъективными переживаниями по поводу головокружительной красоты симфонического отражения в «Валькирии» пробуждения любовных чувств брата к сестре, замечу, что в инструментальном плане любопытным показалось мне укрупнение звучания альтов во вступлении в сочетании с ускоренным темпом: если у Вагнера здесь мы слышим глухой гул басов (в первую очередь), то в интерпретации маэстро Тилемана на сцену ворвался свист метели. Это было неожиданно. Вокальная сторона исполнения была абсолютно безупречной: и Штефан Гульд (Зигфрид), и Аня Кампе (Зиглинда), и Рене Папе (Хундинг) представили драматически напряжённый ансамбль с неправдоподобной внятностью фразировки и артикуляции: в этом сложнейшем тексте Вагнера в этот раз были слышны все запятые.
Фрагменты из «Гибели богов» отличались не только динамическими вспышками пронзительно чистого и яркого вокала Ани Кампе, но и невероятным построением всей звуковой материи.
Маэстро Тилеман убирает динамические различия между центральными и «фоновыми» лейтмотивами, будто уравнивая основу ткани и её лейтмотивный уток, отчего всё акустическое полотно расцветает совершенно головокружительными красками чуть ли не в стиле мелодраматического фовизма. За этим дерзко резким укрупнением мелодийного рисунка можно увидеть совершенно чёткое программное высказывание маэстро: в нашей жизни нет ничего случайного и очень мало неизбежного.
Это было поистине яркое и внятное прочтение, по силе и откровенности не уступающее прозвучавшей на следующий день симфонической поэме Рихарда Штрауса «Жизнь героя».
Напомню, что в программе следующего «Пасхального фестиваля», который запланирован в Зальцбурге с 9 по 18 апреля 2022 г. заявлена новая, совместная с Венской оперой постановка «Лоэнгрина».
Фото: OFS / M. Creutziger