«Пер Гюнт» (нем. Peer Gynt) — опера В. Эгка в 3 действиях (9 картинах) с прологом, либретто композитора по одноименной драме Г. Ибсена.
Премьера: Берлин, 24 ноября 1938 г., под управлением автора; после восьми представлений опера была снята. Возвращена на сцену после разгрома фашизма.
Перерабатывая драму Ибсена, Эгк не только сократил текст, опустил ряд сюжетных линий и персонажей, но во многом отошел и от ее идейного содержания. Пер — мечтатель, фантазер, человек слабой воли, всю жизнь шедший кривыми путями, спасенный любовью Сольвейг,— показан Ибсеном на широком социальном фоне. Эгк изменил характер этого фона и его функцию, усилив роль злых сил, символизируемых царством троллей. Все отрицательное в Пере Гюнте обусловлено их воздействием, а все доброе идет от Сольвейг и Озе. Тем самым конфликт главного героя и его окружения превращен во внутренний, душевный конфликт.
Образы троллей и их царства приобрели черты мрачной и грозной фантастики. Сцена с Великой Кривой превращена в блуждания Пера в ночном лесу, где зловещие черные птицы провозглашают бессмысленность человеческого бытия. В царстве троллей вершится суд над Пером. С их миром связаны почти все персонажи, олицетворяющие злое начало. Американская танцовщица, заменившая Анитру (действие этой сцены из Африки перенесено в США),— одно из перевоплощений Рыжеволосой (Женщины в зеленом Ибсена).
О том, насколько далеко отошел Эгк от первоисточника, свидетельствует финал оперы. У Ибсена ложность своего пути Пер осознает на грани гибели: любовь Сольвейг спасает его душу, но его жизненный путь окончен. У Эгка все заканчивается счастливо. Сольвейг может погубить Пера, отдать его во власть злых сил, если задаст ему вопрос: где он скитался долгие годы? Только этого вопроса и ждет Неизвестный, посланец троллей. Но Сольвейг говорит, что все эти годы любимый был вместе с ней, в ее сердце. Проклятие снято с Пера, он может наконец быть счастлив с Сольвейг.
А. Гозенпуд