«Соловей» (фр. Le Rossignol) — опера-сказка Игоря Стравинского в 3 действиях, либретто С. Митусова и композитора.
Премьеры первых постановок: Париж, театр «Гранд-опера», силами антрепризы С. Дягилева, 26 мая 1914 г., под управлением П. Монтё, художник А. Бенуа; Лондон, 18 июня 1914 г., силами антрепризы С. Дягилева, под управлением Э. Купера; в России — Петроград, Мариинский театр, 30 мая 1918 г., под управлением А. Коутса, режиссер В. Мейерхольд, художник А. Головин. Новая редакция — 1962 г.
В основе сюжета — одноименная сказка X. К. Андерсена, содержание которой сводится к состязанию живого соловья и искусственного при дворе китайского императора. В ней своеобразно преломляется тема состязания певцов, неоднократно фигурировавшая в операх. Поначалу живой соловей имеет меньший успех у придворных, чем механический. Но когда смерть угрожает императору, настоящий соловей поет так нежно и сладко, что смерть отступает. Император возвращается к жизни. Соловей живой и механический, по мысли авторов,— это искусство подлинное и мнимое, идущее не от сердца, головное.
Опера отразила стремительную эволюцию композитора: I д. он написал в ранний период творчества (1908-1909), а II и III — уже будучи всемирно знаменитым мастером (1913-1914). Стилистически эти две части партитуры различаются весьма заметно. Возобновление работы над «Соловьем» стало частью возвращения Стравинского к восточным сюжетам (ранее — в «Трех стихотворениях из японской лирики»).
Поэтичной и вместе с тем изысканной песней Рыбака открывается и завершается оперное действие. Узорчатой инструментальной импровизацией предваряется изящное и томное ариозо Соловья, порученное высокому сопрано. В его заключительной песне угадываются отзвуки фантастической завлекающей лирики Шемаханской царицы из «Золотого петушка» Римского-Корсакова, связанной с традициями русского искусства начала XX века. Гротескный выход Камергера, Бонзы, придворных и Кухарочки, прерывающих живое пение, свидетельствует о новизне и разнообразии средств, избранных Стравинским. Вопреки заявленной теме, композитор во II и III д. много внимания отдал образу искусственного соловья, послужившего поводом для затейливых оркестровых выдумок и благодаря им едва ли не победившего соловья живого.
В 1917 г. Стравинский на основе II и III д. оперной партитуры создал симфоническую поэму «Песнь соловья».
Во второй половине XX в. опера ставилась в Амстердаме (1952, 1969), Нью-Йорке (1963), Вене (1967) Лондоне (1972). 22 марта 1995 г. состоялась премьера в Мариинском театре (дирижер В. Гергиев, режиссер А. Петров, художник В. Фирер). В постановке был искусно воспроизведен «стиль рококо конца русской империи».
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Китайский император (бас)
• Соловей (сопрано)
• Рыбак (на сцене артист миманса, его партию исполняет тенор в оркестровой яме)
• Камергер (баритон)
• Бонза (бас)
• Кухарочка (сопрано)
• Смерть (меццо-сопрано или контральто)
• Вельможи, придворные, японские послы, слуги, привидения
Действие происходит в Китае в сказочные времена.
Ночной пейзаж. Берег моря. Опушка леса. В глубине сцены рыбак в челноке. Он поет о соловье, который каждую ночь прилетает скрасить его одиночество. А вот и сам соловей — слышны его трели. Появляются Камергер, Бонза и другие придворные. Кухарочка привела их послушать соловья, пением которого восхищается. Придворные принимают за пение соловья сначала мычание коровы, затем кваканье лягушек. Но, наконец, Кухарочка замечает соловья и уговаривает его спеть для Императора. Соловей соглашается и слетает в руки Кухарочки. Все отправляются во дворец. Лишь рыбак продолжает прерванную песню. Кухарочка рассказывает слугам о соловье — скромной серенькой птичке, которая трогает до слез своим пением. Приближаются вельможи, слуги разбегаются.
Фарфоровый дворец Китайского Императора. Праздничное убранство. Множество фонариков. Величественное шествие придворной знати. Придворный лакей держит длинный шест, на котором сидит соловей. Слуги торжественно вносят сидящего под балдахином Императора. Камергер докладывает, что соловей здесь, Император знаком приказывает соловью начинать. Тот поет свою песнь. Император доволен и предлагает награду. Но лучшая награда певцу — слезы, которые он увидел на глазах владыки. Камергер докладывает о прибытии японских послов. Те подносят Императору дар своего властелина — искусственного соловья, который начинает исполнять свой номер. Император прекращает игру искусственной птицы, желая вновь послушать настоящего соловья, но его нет — он улетел, пока все были отвлечены. Император объявляет непокорную птицу изгнанной, а искусственному соловью жалует звание Императорского столика ночного Первого с левой стороны певца. Все удаляются в торжественном марше. Издалека доносится песнь рыбака.
Покои во дворце Китайского Императора. Ночь. Луна. В глубине опочивальня. Гигантское ложе, на котором лежит больной Император, а на нем сидит Смерть с короной Императора на голове, с его саблей и знаменем в руках. Привидения призывают Императора вспомнить о них. Испуганный, он вопрошает, кто они, и слышит ответ: мы — твои дела. Император хочет заглушить их музыкой. Отзывается соловей: он рассказывает, как прекрасен императорский сад. Даже Смерть заслушалась его и просит продолжать. Соловей требует, чтобы она отдала Императору корону, саблю и знамя. Тогда он продолжит пение. Смерть все отдает и продолжает слушать о том, как прекрасен другой сад, в котором спят мертвые... И Смерть исчезает. К Императору возвращаются силы. Он просит соловья остаться, и тот обещает прилетать каждую ночь. Придворные, считающие Императора умершим, церемониальным маршем входят в его покои. В залитой солнцем опочивальне стоит Император. Придворные падают ниц. Издали доносится голос рыбака, славящего восход солнца и голоса природы.
История создания
В 1908 году молодой Стравинский, недавно закончивший свои занятия с Римским-Корсаковым, но продолжавший консультироваться с ним, завершил одновременно три произведения — сюиту «Фавн и пастушка» для меццо-сопрано и оркестра, оркестровую фантазию «Фейерверк» и «Фантастическое скерцо» для оркестра. Теперь его мысли обратились к опере и он сам вместе со своим другом, завсегдатаем кружка, постоянно собиравшегося у Римских-Корсаковых, разносторонне одаренным Степаном Степановичем Митусовым (1878—1942) — пианистом, педагогом, поэтом и художником — начал писать либретто оперы «Соловей» по известной сказке Ханса Кристиана Андерсена (1805—1875), созданной в 1843 году. К началу следующего года I акт был почти готов, но затем другие замыслы надолго отодвинули сочинение оперы. Организатор знаменитых Русских сезонов в Париже Дягилев заказывает молодому композитору один за другим три балета. Так появляются в 1910 году «Жар-птица», в следующем «Петрушка» и, наконец, в 1913-м «Весна священная».
Лишь после окончания «Весны священной» в 1913 году Стравинский возвращается к давнему оперному замыслу. Пишутся II и III акты, причем на музыке сказывается длительный перерыв в работе: от I акта, не лишенного влияний позднего Римского-Корсакова и Дебюсси, они отличаются стилистикой, впитавшей в себя балетные дерзания композитора. Премьера «Соловья» состоялась в Париже 26 мая 1914 года в рамках Дягилевской антрепризы. Через четыре года опера была поставлена в Петрограде, в Мариинском театре Мейерхольдом.
Музыка
«Соловей» — первая опера Стравинского. В ней слышны влияния Римского-Корсакова и Дебюсси, хотя явствен и творческий стиль самого композитора — к тому времени автора «Петрушки» и «Весны священной».
Вступление — очаровательный лирический ноктюрн, один из лучших эпизодов оперы.
Первый акт отличается интимностью, импрессионистической утонченностью. Песнь рыбака «Невод бросал небесный дух» выдержана в архаичном стиле. Она является своего рода рефреном, повторяясь затем в конце II и III актов. Ариозо Соловья «С неба высоты блеснув звезда упала» отмечено русским колоритом. Его сопровождает как бы соревнующийся с ним инструментальный наигрыш.
Китайский марш второго акта — помпезный, с многослойными наложениями тематизма, причудливыми метрическими сдвигами. Песня соловья «Ах, сердце доброе» предваряется виртуозными пассажами и сама насыщена сложными колоратурами. «Игра искусственного соловья» — блестящий оркестровый номер, использующий богатство инструментальных возможностей и тембров.
В третьем акте выделяются рассказ соловья о двух садах и шествие придворных, в котором траурные мрачные звучания сменяются светлыми, воздушными.
Л. Михеева
Дискография: CD — Sony. Дир. Стравинский, Соловей (Грист), Повариха (Пикасси), Рыбак (Дрисколл), Император (Грамм), Камергер (К. Смит), Бонза (Битти), Смерть (Бонацци).