Мартину. Концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и ударных

Композитор
Год создания
1938
Жанр
Страна
Чехия
Богуслав Мартину / Bohuslav Martinů

Концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и ударных — сочинение чешского композитора Богуслава Мартину (1938).

Музыка, рожденная войной… Это словосочетание сразу вызывает в памяти Седьмую симфонию Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, рождавшуюся в блокадном Ленинграде, «Огненный замок» Дариуса Мийо – пронзительный реквием по жертвам концлагерей. Но страшное «дыхание» Второй мировой войны ощущалось в творениях композиторов еще до ее начала – ведь в конце 1930-х гг. неизбежность войны была очевидна для каждого мыслящего человека. Мы расскажем о Двойном концерте для двух струнных оркестров, фортепиано и ударных – произведении, которое чешский композитор Богуслав Мартину создал в преддверии Второй мировой войны.

Лето 1938 г. Богуслав Мартину, проводил на родине, в Поличке. Он, как обычно, приехал на каникулы – и не мог предвидеть, что вскоре покинет Чехословакию навсегда, но надвигающаяся катастрофа уже ощущалась в мире: «Планы уничтожения Европы пришли в движение, и каждый день приносил нам подтверждение невероятного, непостижимого разумом катаклизма», – вспоминал впоследствии композитор. Такие мысли владели им и в Поличке, и в Шёненберге, куда он отправился по приглашению дирижера Пауля Захера. И Мартину, и все, кто был рядом с ним, каждый день с тревогой слушали радио, надеясь услышать хоть какие-то обнадеживающие вести – но их не было. В такой обстановке рождался Двойной концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и ударных, в котором отразились все страхи, всё отчаяние предвоенного времени. Композитор завершил его в конце сентября 1938 г. (по иронии судьбы именно в тот день был подписан Мюнхенский сговор) и посвятил Захеру.

Как и во многих сочинениях Богуслава Мартину, в Двойном концерте сочетаются черты классических традиций и музыкального языка Новейшего времени. Продолжая традиции Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя, композитор претворил в своем произведении принципы Concerto grosso. В произведении присутствуют контрастные сопоставления туттийных и сольных эпизодов, темповое сопоставление частей цикла типично для классического концерта (быстрые крайние части, медленная средняя). Черты, восходящие в эпохе барокко, проявляются и в характере тематизма (непрерывная ритмическая пульсация, использование мелодико-ритмических формул), и в музыкальной драматургии (принцип однотемности). Но композитор не воспроизводит эти черты буквально, а воплощает в соответствии с веяниями своей эпохи.

В Двойном концерте Мартину использует ансамбль солистов – как в барочном Concerto grosso, но ансамбль такой, какой мог появиться только в ХХ столетии: фортепиано и ударные, и сопоставляются они не с одним оркестром, а с двумя. Примечательно, что речь идет именно о струнных оркестрах – и это сближает произведение с камерной музыкой, черты которой проникают в симфоническое произведение. Подобная тенденция проявилась в сочинениях многих композиторов ХХ века – например, у Белы Бартока, Артюра Онеггера.

Концерт представляет собою трехчастный цикл, но может интерпретироваться как «сжатый» четырехчастный, поскольку в финале есть черты скерцо. Произведению не свойственна тематическая щедрость или красочность оркестровки – оно поражает строгой логикой развития единой музыкальной мысли.

Часть первая – Poco allegro – имеет сонатную форму. Синкопированная главная партия пронизана тревожной пульсацией. В общий поток полифонического движения вливается побочная партия. В обеих темах экспозиции обыгрывается тоническое трезвучие, в котором меняется квинта, становясь то чистой, то уменьшенной. Начало разработки звучит таинственно и мрачно, но по мере приближения к репризе нарастает драматическая напряженность. Наибольшие изменения в репризе претерпевает побочная партия, страстно звучащая у струнных в высоком регистре. Кода основывается на главной партии.

Часть вторая – Largo – открывается величавым и печальным хоралом, а в центре ее находится фортепианное соло. В полифонической ткани «сталкиваются» два голоса, находящиеся в далеких регистрах. Хроматизированные мелодии с изломанными интонациями исполнены боли и отчаяния. Постепенно присоединяются струнные, полифоническая ткань усложняется. Угрожающе звучит остинатный ритм литавр. В заключительном построении тема звучит печально и просветленно.

В третьей части – Allegro – предстают мрачные и зловещие образы. Их воплощению служит токкатный фон, диссонирующие фортепианные аккорды, политональные наложения. Острый ритм делает основную тему финала очень импульсивной. Завершается финал величественной хоральной темой из медленной части.

Премьера Двойного концерта для двух струнных оркестров, фортепиано и ударных состоялась в 1940 г. в Базеле, дирижировал Пауль Захер. Несмотря на сложную международную обстановку Богуслав Мартину приехал в Базель, чтобы присутствовать на премьере.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама