Опера Рубинштейна «Купец Калашников»

Композитор
Дата премьеры
22.02.1880
Жанр
Страна
Россия
Антон Григорьевич Рубинштейн

«Купец Калашников» — опера Антона Рубинштейна в 3 действиях (4 картинах), либретто Н. Куликова по поэме М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Премьера: Петербург, Мариинский театр, 22 февраля 1880 г., под управлением автора.

«Купец Калашников» принадлежит к числу значительных произведений Рубинштейна, хотя и уступает в художественном отношении «Демону». Музыкальный язык оперы суров, драматичен, многие образы, в том числе введенные либреттистом (например, соседка Алены Дмитриевны Соломонида), отмечены печатью характерности. В то же время многие страницы оперы (пир у царя, пляска скоморохов, дуэт Алены и Калашникова, допрос Калашникова и его ответ царю, хоры, в частности «Слава») свидетельствуют о стремлении композитора к воплощению русского национального духа.

В опере резко отрицательно изображены как Иван Грозный, так и опричнина. Всё 1 д. (Александровская слобода) передает атмосферу бесправия. Ненависть опричников к народу и народа к опричникам не менее ярко выражена и во II д. Сцена встречи Кирибеевича с Аленой Дмитриевной показана как грубое насилие. Спасают молодую женщину царский шут и земцы. Кулачный бой — большая игровая сцена. Схватке Калашникова с Кирибеевичем предшествует ряд жанровых эпизодов, показывающих грубость и жестокость кулачных потех.

Несомненна направленность замысла, обличающего тиранию царской власти. В результате опера, имевшая успех (чему немало способствовали талантливые исполнители), была снята после двух представлений. Та же участь постигла ее при возобновлении в связи с юбилеем композитора (1889); на этот раз запрещение исходило от Александра III и обер-прокурора Синода Победоносцева.

Рубинштейн отказался делать изменения и сокращения (кощунство было усмотрено в показе опричников, напяливающих рясы и шутовски пародирующих священнослужение). Опера была снова снята после второго спектакля.

И позднее «Купец Калашников» ставился редко (в России — с огромными купюрами): Тифлис (премьера — 15 ноября 1888 г.; И. Тартаков — Калашников), Гамбург (1891); несколько чаще — в XX в.: Москва, Товарищество русской частной оперы (премьера — 11 марта 1901, под управлением М. Ипполитова-Иванова); Казань (1901), Одесса (1902), Саратов (1903), Москва, Товарищество русской частной оперы (1903), Опера Зимина (1912). Из постановок советского периода лучшая — Куйбышевского театра оперы и балета под управлением С. Бергольца (1959).

А. Гозенпуд


Действующие лица:

• Царь Иван Васильевич Грозный, бас
• Малюта Скуратов, приближенный царя, баритон v • Кирибеевич, тенор
• Опричники: Вяземский, тенор, Басманов, тенор, Грязный, баритон, Колычов, бас
• Степан Парамонович Калашников, купец, баритон
• Алена Дмитриевна, его жена, сопрано
• Братья Калашникова: Ефим, тенор, Сергей, бас
• Тимофей Бирюк, бас
• Никитка, племянник Тимофея, царский шут, тенор
• Соломонида, мещанка, меццо-сопрано
• Симеон Колчин, богатый торговец, старик, бас
• Филат, мясник, баритон
• Челубей, татарский силач, тенор
• Главный пристав, баритон
• 1-й и 2-й бирючи, тенора
• 1-й, 2-й, 3-й и 4-й опричники, 2 тенора и 2 баса
• Князь Михаил Темрюкович Черкасский, без слов
• Опричники, бояре, народ, скоморохи, плясуны, песенники, трубачи, дружинники

Первое действие

Царская палата в Александровской слободе близ Москвы. Утро. Входят опричники, приближенные царя Ивана Грозного. Среди них Басманов, Грязный, Вяземский, Колыхав. В этот ранний час царь созвал их на молитву. Без особой охоты заполняют палату опричники. Им милее веселый пир, чем молитва. Появляется Малюта. Он строго выговаривает шуту Никитке за то, что тот привел к царю земских бояр. Опричники окружают Никитку, они готовы выгнать всю земщину из дворца. Приход царя и земских бояр прерывает спор с Никиткой. Начинается общее моление, по окончании которого царь обращается к земцам с вопросом, что заставило их пожаловать сюда, в Александровскую слободу? Земцы просят царя вернуться в Москву. Грозный обещает скоро прибыть в столицу. Бояре удаляются. Чашники и стольники разносят яства и вина. Иван Грозный передает свой золотой ковш опричникам. Все пьют, кроме Кирибеевича. Царь удивлен — почему он не веселится вместе со всеми. Кирибеевич полюбил красавицу и с тех пор все ему опостылело. Он просит государя отпустить его в широкие просторы степей, где бы в битвах мог он сложить свою буйную голову. Царь, посмеиваясь над молодцем, дарит ему перстень и советует обратиться к свахе, чтобы закончить дело свадьбой. Иван Васильевич не знает, что Кирибеевич полюбил жену молодого купца Калашникова Алену Дмитриевну.

Опричники поздравляют друга с царской милостью. Иван Грозный покидает палату. Песнями и плясками потешают скоморохи пирующих.

Второе действие

Первая картина. Площадь в Замоскворечье, окруженная небольшими деревянными домами. Вечереет. По улице идет народ. Из дома, принадлежащего купцу Калашникову, выходит Алена Дмитриевна. Издали доносятся звуки колокольчика скачущей тройки. Алена в тревоге останавливается. В последнее время молодой опричник что-то часто стал ездить мимо их дома да заглядываться на нее. Надо бы уведомить об этом мужа, но боится Алена Дмитриевна, что горячий Степан убьет опричника и погибнет сам. Старуха-соседка Соломонида выходит из своего домика. Словно подслушав сокровенные мысли молодой женщины, она уверяет Алену, что удалой молодец любит ее, в любви же нет греха. Алена не хочет и слушать речей старухи, она спешит в церковь. Неожиданно дорогу ей преграждают Кирибеевич и Грязный. Алена хочет бежать, но Кирибеевич обнимает ее. Пытаясь вырваться из крепких объятий опричника, Алена зовет на помощь. Грязный и Кирибеевич силой тащат молодую женщину к саням и увозят прочь. Выбежавшие на крик соседи судачат о происшествии. Соломонида со злобой обвиняет во всем Алену. Появляется Калашников. Кумушки наперебой, стараясь перекричать друг друга, сообщают Степану Парамоновичу о постигшей его беде. Что делать Калашникову? Куда бежать? Кому жаловаться? Соседи советуют молодому купцу идти домой. Уже наступила ночь, где сейчас сыщешь увезенную жену? Утро вечера мудренее. Убитый несчастьем, Калашников уходит в дом. Оставшийся на улице народ переговаривается о кулачном бое, который завтра, в присутствии царя, состоится на Москве-реке.

Вторая картина. Комната в доме Калашникова. Степан один. Горько сетует он на злую судьбу. Почему нет у него крыльев — полетел бы орлом вслед обидчику, вырвал бы сердце, выклевал очи.В дверях появляется простоволосая Алена. Она бросается мужу в ноги, умоляет защитить от ненавистного обидчика. Калашников верит, что жена ни в чем не виновна и велит ей пойти к детям. Слышен стук в ворота. Это на зов Калашникова явились его братья — Ефим и Сергей. Степан Парамонович объявляет им свое решение: завтра на Москве-реке, в присутствии царя Ивана Васильевича, он вызовет на смертный бой Кирибеевича. Если суждено купцу пасть от руки опричника, пусть братья отомстят за него. Ефим и Сергей обещают грудью постоять за правое дело.

Третье действие

Открытое широкое место за Москвой-рекой. Скоро начнется кулачный бой. Народ заполняет площадь. Мальчишки затевают драку, в которую ввязываются взрослые. Колокольный звон оповещает всех, что к месту потехи едет царь. Грозный в сопровождении приближенных всходит на помост. В круг выходит татарский силач Челубей. Вызывая желающих потягаться с ним силой, он грозит уложить всех на месте. Но не тут-то было. Московский силач Тимофей побеждает хвастуна. Под хохот зрителей Челубей убегает. Выходит Кирибеевич. Небрежно сбрасывает он богатую шубу, подбоченившись, прохаживается в ожидании противника. Но никто не решается биться с любимцем царя. Кирибеевич подсмеивается над трусостью окружающих. Тогда к помосту подходит Калашников. Он готов биться с Кирибеевичем, только бой будет не на потеху, а насмерть. Кирибеевич догадывается, что перед ним — муж Алены.

Первый удар наносит Кирибеевич, но тут же падает наземь, замертво, сраженный богатырской рукой Степана. Царь разгневан. Купец убил лучшего его опричника и должен быть казнен. Обливаясь слезами, в отчаянии бросается к царю Алена. Она умоляет помиловать мужа, сохранить отца детям. Грозный спрашивает купца — случайно ли он убил Кирибеевича? Смело гдядя царю в глаза, Калашников отвечает, что убил врага своего «волей вольною», почему же и за что — он никому не скажет. Степан Парамонович просит царя помиловать его семью и защитить жену и малых детей. Царь, пораженный мужеством Калашникова, обещает не оставлять его сирот своею милостью. Простившись с женой, купец Калашников уходит на казнь.

реклама

вам может быть интересно

Брамс. Симфония No. 1 Симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама