«Необитаемый остров» (итал. L’isola disabitata) — опера Йозефа Гайдна в 2 действиях на либретто Пьетро Метастазио.
Бескрайний океан, пираты, необитаемый остров… кажется, что всем этим образам, от которых так и веет романтикой дальних странствий, место в приключенческих романах — но могут ли они получить воплощение в опере? Оказывается, могут! Мы расскажем об опере Йозефа Гайдна «Необитаемый остров», события которой разворачиваются на затерянном в океане острове.
Знаменитый либреттист XVIII столетия Пьетро Метастазио написал это либретто в 1752 г. — чуть менее, чем через полвека после создания «Робинзона Крузо». Но если в романе Даниэля Дефо на острове оказался мужчина в полном одиночестве (и далеко не сразу у него появился товарищ в лице Пятницы), то в опере такое несчастье случилось с двумя женщинами — Констанцией и ее младшей сестрой Сильвией, которая была еще совсем маленькой девочкой, когда они отправились в путешествие вместе с Джернандо, супругом Констанции.
Во время бури им пришлось высадиться на остров, где Джернандо попал в плен к пиратам и был увезен ими. Но Констанция не знает об этом — она уверена, что муж ее бросил. Все тринадцать лет, что они провели на острове, женщина убеждает младшую сестру в коварстве мужчин. Убеждать в этом Сильвию нетрудно — ведь мужчину она последний раз видела в раннем детстве и уже не помнит этого. Констанция же постепенно приходит в полное отчаяние, задумывается о близкой смерти и даже пишет эпитафию себе самой в надежде, что ее однажды прочтет какой-нибудь путешественник (появление подобного мотива в XVIII веке не вызывает удивления: в ту эпоху всякого рода надписям и девизам придавалось колоссальное значение, во Франции существовала даже Академия надписей).
Эту эпитафию находит Джернандо, спасшийся из пиратского плена вместе с юным другом Энрике и прибывший на остров в поисках Констанции и Сильвии. Эпитафия приводит его в отчаяние, но Энрике обращает внимание на то, что надпись не завершена — следовательно, тот, кто ее делал, еще жив! Тем не менее, Джернандо не очень на это надеется — все, чего он желает, это умереть на острове, где умерла его супруга. Первой с Джернандо и Энрике встречается Сильвия. Несмотря на поучения старшей сестры, мужчины вызывают у нее недоумение, но отнюдь не страх и не отвращение, а к Энрике она даже питает нежные чувства. Юноша тоже очарован красотой девушки. Наконец, Джернандо находит Констанцию, женщина убеждается в его преданности, и обе счастливые пары покидают остров.
В XVIII столетии не было редкостью создание нескольких опер на одно и то же либретто, так случилось и с «Необитаемым островом»: восемнадцать композиторов воспользовались им, прежде чем его положил на музыку Йозеф Гайдн. Хотя знакомство композитора с Метастазио состоялось примерно тогда же, когда было написано либретто «Необитаемого острова», Гайдн написал оперу гораздо позднее — будучи придворным капельмейстером князя Эстерхази. Широко известно, как много симфоний создал Гайдн на службе у этого аристократа — оперы известны меньше, но и в этой области музыки композитор в то время работал весьма активно, угождая высокопоставленному работодателю. «Необитаемый остров» стал третьей оперой, написанной им в течение 1779 г., а премьера была приурочена к празднованию именин князя.
На характер произведения во многом оказали влияние обстоятельства его создания. Дворцовый театр князя был уничтожен пожаром, и ставить оперу предстояло в небольшом зале — такая постановка требовала произведения камерного: всего четыре солиста, отсутствие хора, небольшой состав оркестра. Но Гайдн умел сказать многое, пользуясь столь скромными средствами. Персонажей немного — но образ каждого из них очерчен очень рельефно. В особенности это относится к женским образам: скорбящей Констанции и счастливой в своей идиллической невинности Сильвии (арии, вложенные в уста этой юной героини, отличаются особой красотой — то ли композитор был влюблен в этот образ, то ли сыграло роль его отношение к Луидже Польцелли, в расчете на которую создавалась партия Сильвии).
При отсутствии хора и небольшом количестве солистов особое значение в опере приобретает оркестр. Гайдн даже отказался в «Необитаемом острове» от речитативов secco, исполняемых под клавесин — музыкальную речь героев постоянно сопровождает полное звучание оркестра, что подчеркивает благородство их характеров и возвышенность чувств. Весьма важную роль играют солирующие инструменты в оркестре. Проникновенное соло виолончели сопровождает объяснение в любви между Энрике и Сильвией, а во время трогательной встречи Джернандо и Констанции звучит не менее эмоциональное соло скрипки. В квартете, завершающем оперу, вступление вокальных партий тоже предваряется инструментальными соло (флейта для Сильвии, виолончель для Джернандо, фагот для Энрике, скрипка для Констанции), добавляющими выразительные штрихи к образу каждого из героев.
Премьера оперы «Необитаемый остров» состоялась в 1779 г. Позднее опера была поставлена в Лондоне, для этой постановки Гайдн переработал оркестровку, добавив литавры и трубы.