Moravské dvojzpěvy
Первую половину 1875 г. Антонин Дворжак посвятил созданию камерных сочинений. В это время рождаются такие произведения, как Струнный квинтет соль мажор, Фортепианное трио си-бемоль мажор, а также ре-мажорный Квинтет. Тогда же Дворжак написал камерно-вокальное сочинение, на создание которого его сподвиг книготорговец Ян Нефф. Композитор обучал музыке его детей с 1873 г. В доме Неффа любили музыку, сам он прекрасно пел, увлекалась искусством и его супруга Мария, а к Дворжаку Неффы относились очень хорошо. Вечером, когда он заканчивал уроки с детьми, композитора приглашали к ужину, а после ужина начиналось домашнее музицирование. На таких музыкальных вечерах у Неффа бывали композитор Леош Яначек, ученый-биолог Йозеф Клваня, юрист Эмил Козанк, ставший для Дворжака другом на всю жизнь.
Репертуар музыкальных вечеров у Яна Неффа составляли в основном вокальные дуэты, исполнявшиеся под фортепиано. Звучали творения Роберта Шумана, Феликса Мендельсона-Бартольди, но пели здесь и чешские народные песни. Яну Неффу, который родился в Моравии, очень хотелось, чтобы на вечерах звучали песни его родины, и он попросил Дворжака обработать для вокального дуэта и фортепиано моравские песни из сборника Франтишка Сушила. Поначалу Дворжак ничего не имел против этого, изучил сборник, который Нефф ему предложил. Но, ознакомившись с имеющимся музыкальным материалом, он не пожелал обрабатывать эти песни, подписывая к ним вторые голоса, а решил сочинить собственные мелодии на фольклорные тексты. Ян Нефф возражать против этого не стал, предоставив композитору полную свободу творчества.
Из сборника Дворжак выбрал три текста. Это были две песни лирического характера – «Напрасно ты страдаешь» и «Ах, что это за соловей так прекрасно поет», а также одну танцевальную песню – «Станцуй со мной, моя милая» Танцевальная песня стала вторым номером «Моравских дуэтов», а лирические – первым и третьим. Отказавшись от подлинных фольклорных образцов, композитор очень тонко передал в сочиненных им мелодиях характерные особенности моравского песенного фольклора. Например, в гармонии сопоставляются мажор и минор, появляется пониженная седьмая ступень, во втором дуэте используются ритмические формулы, напоминающие польку. Фактура фортепианной партии не усложняется искусственно, оставаясь прозрачной и легкой.
«Моравские дуэты» понравились Яну Неффу. В расчете на Неффа и его супругу Дворжак написал дуэты для тенора и сопрано, но Мария Неффова пела дуэтом не только с мужем, но и с воспитательницей их детей – Марией Блажковой, поэтому Нефф попросил композитора написать ещё несколько дуэтов для женских голосов. Эту просьбу Дворжак смог выполнить не сразу, так как работал над другими произведениями, но когда он выкроил время, за пять дней были написаны пять дуэтов. Работа увлекла композитора, и он написал третью тетрадь дуэтов – самую большую.
Ян Нефф понимал, что «Моравские дуэты» слишком хороши, чтобы оставаться известными в узком кругу, и когда Дворжак высказал сожаление о невозможности издать их, он решил сам позаботиться об этом. Так он и поступил. В первое издание вошли пять дуэтов из второй тетради и восемь из третьей. По условиям соглашения, заключенного с Дворжаком, часть экземпляров поступала в собственность Неффа, и он разослал их известным музыкальным деятелям, в частности, критику Эдуарду Ганслику и композитору Иоганнесу Брамсу. Сделано это было без ведома Дворжака, но от его имени (Нефф подделал подпись композитора). Результат превзошел все ожидания: Ганслик и Брамс высоко оценили творение молодого композитора, Брамс порекомендовал его издателю Фрицу Зимроку. В 1878 г. «Моравские дуэты» были изданы в Берлине в немецком переводе и с немецким заглавием «Klange aus Mahren». У Зимрока все же были опасения, что произведение никому неизвестного композитора-чеха не принесет дохода, но сомнения оказались напрасными. Успех «Моравских дуэтов» побудил Зимрока осуществить второе издание – на этот раз с тремя вариантами текста: немецким, английским и чешским. Антонин Дворжак был очень благодарен Брамсу и выразил свою признательность, посвятив ему Струнный квартет ре минор.
Вокальное творчество Дворжака →