«Интермеццо» (нем. Intermezzo) — опера («бюргерская комедия с симфоническими интермедиями») Рихарда Штрауса в двух действиях, либретто композитора.
Премьера: Дрезден, 4 ноября 1924 г., под управлением Ф. Буша (Л. Леман — Христина).
Из сказочного мира «Женщины без тени» композитор спустился в прозаические будни. Интерес зрителей к «Интермеццо» был вызван в первую очередь соображениями не художественного порядка: автор изобразил здесь эпизод из собственной семейной жизни. Композитор и прежде вводил автобиографические мотивы в свои произведения (Домашняя симфония, симфоническая поэма «Жизнь героя», опера «Без огня»), но все же они выступали не так обнаженно.
Жена придворного капельмейстера Роберта Шторха Христина вспыльчива, порывиста, ревнива. Хотя она откровенно флиртует с молодым бароном Луммером, но, прочитав попавшее к ней в руки любовное письмо некоей Мицци, адресованное мужу, она немедленно обращается к адвокату с просьбой начать бракоразводный процесс. Муж, находившийся в отсутствии и извещенный телеграммой о решении жены, спешно возвращается. Все оказывается недоразумением. Любовное письмо предназначалось не ему, а дирижеру Штро: сходство фамилий вызвало путаницу. Роберт и Христина примиряются.
История ссоры и примирения супругов имела какие-то параллели в жизни композитора. Досужие биографы даже установили, что подлинным адресатом ошибочно попавшего в дом Штрауса письма был дирижер И. Штрански. Но это обстоятельство ничего не определяет в художественной стороне произведения. Анекдот остался анекдотом и в опере. Некоторые поклонники композитора тщетно пытались увидеть в «Интермеццо» близость к Мольеру (!) и даже трагедию женщины, обусловленную тем, что обожаемый ею муж не весь принадлежит ей.
Музыка оперы жизнерадостна, остроумна, хотя и не претендует на глубину. Помимо городов Германии «Интермеццо» ставилось в Праге (1925), Вене (1927), Берне и Будапеште (1929), Нью-Йорке, на фестивале в Глайндборне (1974) и др.
А. Гозенпуд
Оперное творчество Р. Штрауса →