«Пан Твардовский» — романтическая волшебная опера А. Верстовского в 3 действиях (8 картинах), либретто М. Загоскина.
Премьеры первых постановок: Москва, Большой театр, 24 мая 1828 г., под управлением Ф. Шольца; Петербург, Большой театр, 29 января 1829 г.
Польская легенда о шляхтиче-чернокнижнике, продавшем душу дьяволу, вызывала интерес многих писателей и композиторов. С этим персонажем связан и рассказ Загоскина «Пан Твардовский» (из цикла «Вечера на Хопре»), однако написанное им либретто одноименной оперы Верстовского совершенно самостоятельно.
Бедный шляхтич Красицкий возвращается на родину с цыганским табором. Его невеста Юлия против воли просватана за чернокнижника, злодея Твардовского. По его приказу Красицкий брошен в тюрьму, откуда его освобождают цыгане. Приближается час гибели Твардовского. Продав душу сатане, он добился власти над духами, но должен потерять ее в тот час, когда испытает чувство страха. Ужас постепенно овладевает грешником. Чувствуя приближение гибели, он велит поджечь замок. Злой дух сбрасывает Твардовского в озеро. Юлия и Красицкий соединяются узами брака.
В опере есть все признаки зловещей романтической фантастики и так называемого «великолепного спектакля»: открываются гробницы, встают мертвецы, появляются демоны и призраки. Волшебные персонажи непрестанно меняют свой облик (традиция старой сказочной оперы). Злой дух является то как прекрасный гений, то как мерзкое чудовище.
Самый яркий образ в опере, в известной мере предвосхищающий Торопку в «Аскольдовой могиле»,— цыганский атаман Гикша. Композитор противопоставил мрачному миру Твардовского вольнолюбивый мир цыган — вместе с их песнями и плясками в романтическую оперу ворвалась мощная жизненная струя. Неслучайно наиболее популярным номером в «Пане Твардовском» сделалась цыганская песня «Мы живем среди полей и лесов дремучих».
После Москвы и Петербурга опера была поставлена в некоторых провинциальных городах. Даже в 60-х гг. XIX в. она удерживалась в репертуаре. В 1851 г. «Пан Твардовский» был возобновлен 11 октября в Петербурге с О. Петровым в центральной роли и с С. Артемовским в партии Гикши, а 29 октября — в Москве. Последняя известная постановка состоялась в 1892 г. в московском театре «Скоморох», но к этому времени произведение Верстовского уже утратило свое значение.
А. Гозенпуд