Прокофьев. «Ромео и Джульетта», 10 пьес для фортепиано

Ten Pieces from «Romeo and Juliet», Op. 75

Композитор
Год создания
1937
Жанр
Страна
СССР
С. С. Прокофьев. Портрет работы П. П. Кончаловского. 1934

Концертная транскрипция из музыки к одноимённому балету

Десять пьес-транскрипций из балета «Ромео и Джульетта» (ор. 75, 1937) были первым сборником фортепианных обработок Прокофьева. Они выросли из симфонических сюит ор. 64 bis и ter, написанных композитором на основе балета в 1936 году. Вот что пишет Прокофьев по этому поводу: «Из балета я сделал две симфонические сюиты, по семь частей в каждой. По ходу действия одна не представляет продолжения другой; обе сюиты развиваются как бы параллельно. Некоторые номера сюиты перешли без изменений из балета, другие скомпанованы из материалов, взятых из разных мест. Эти две сюиты не покрывают всей музыки, и мне, вероятно, удастся сделать третью (Третья сюита была написана в 1946 году.). Кроме сюит, я сделал сборник из десяти пьес для фортепиано, выбрав туда те моменты «Ромео и Джульетты», которые лучше поддавались транскрипции».

Композитор свел воедино основные номера сюит и, таким образом, показал в фортепианной транскрипции почти всю сущность балета, его главные образы, определяющие ситуации, бытовой фон и даже, до известной степени, его сюжетную канву. Естественно, что и вся наиболее важная часть тематического материала попала в фортепианную сюиту. Вот почему очень успешно исполнявшиеся тотчас же после их написания фортепианные пьесы, можно сказать, «пробивали дорогу» балету, постановка которого была осуществлена лишь в 1938 году в Праге и в 1940 — в Ленинграде.

По существу, все пьесы фортепианного цикла представляют собой несколько отредактированные, с учетом специфики инструмента и особенностей концертного исполнения, фрагменты из клавира обеих симфонических сюит. Из первой сюиты взяты: № 1 — «Народный танец», № 2 — «Сцена», № 4 — «Менуэт», № 5 — «Маски» и начало из № 7 — «Гибель Тибальда» (в фортепианной сюите — «Меркуцио»).

Из второй сюиты: № 2 — «Джульетта-девочка», № 1 — «Монтекки и Капулетти», № 3 — «Патер Лоренцо», № 6 — «Танец антильских девушек» (в фортепианной сюите — «Танец девушек с лилиями») и № 5 — «Ромео и Джульетта перед разлукой». Характер пианизма типично прокофьевский, с подчеркнутой лаконичностью изложения, без фактурных излишеств и каких-либо виртуозных эффектов. В этом в какой-то степени сказываются предыдущие авторские поиски «скромного» пианизма в сонатинном стиле «парижского периода». Однако яркость музыкальных образов, драматизм ситуаций обусловили фортепианное изложение хотя и строгое по форме, но интенсивное по содержанию. Музыка всех пьес ясна, выразительна и романтически взволнованна. Располагая пьесы по принципу контраста, Прокофьев стремится воплотить хотя бы в общих чертах линию драматургического развития балета в целом.

Десять фортепианных пьес, ор. 75 сразу нашли себе множество исполнителей, быстро завоевали симпатию в широких кругах слушателей.

В. Дельсон

Фортепианное творчество Прокофьева
Балет «Ромео и Джульетта»
«Ромео и Джульетта» (оркестровая сюита)

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама