Ten Pieces from «Romeo and Juliet», Op. 75
Концертная транскрипция из музыки к одноимённому балету
Десять пьес-транскрипций из балета «Ромео и Джульетта» (ор. 75, 1937) были первым сборником фортепианных обработок Прокофьева. Они выросли из симфонических сюит ор. 64 bis и ter, написанных композитором на основе балета в 1936 году. Вот что пишет Прокофьев по этому поводу: «Из балета я сделал две симфонические сюиты, по семь частей в каждой. По ходу действия одна не представляет продолжения другой; обе сюиты развиваются как бы параллельно. Некоторые номера сюиты перешли без изменений из балета, другие скомпанованы из материалов, взятых из разных мест. Эти две сюиты не покрывают всей музыки, и мне, вероятно, удастся сделать третью (Третья сюита была написана в 1946 году.). Кроме сюит, я сделал сборник из десяти пьес для фортепиано, выбрав туда те моменты «Ромео и Джульетты», которые лучше поддавались транскрипции».
Композитор свел воедино основные номера сюит и, таким образом, показал в фортепианной транскрипции почти всю сущность балета, его главные образы, определяющие ситуации, бытовой фон и даже, до известной степени, его сюжетную канву. Естественно, что и вся наиболее важная часть тематического материала попала в фортепианную сюиту. Вот почему очень успешно исполнявшиеся тотчас же после их написания фортепианные пьесы, можно сказать, «пробивали дорогу» балету, постановка которого была осуществлена лишь в 1938 году в Праге и в 1940 — в Ленинграде.
По существу, все пьесы фортепианного цикла представляют собой несколько отредактированные, с учетом специфики инструмента и особенностей концертного исполнения, фрагменты из клавира обеих симфонических сюит. Из первой сюиты взяты: № 1 — «Народный танец», № 2 — «Сцена», № 4 — «Менуэт», № 5 — «Маски» и начало из № 7 — «Гибель Тибальда» (в фортепианной сюите — «Меркуцио»).
Из второй сюиты: № 2 — «Джульетта-девочка», № 1 — «Монтекки и Капулетти», № 3 — «Патер Лоренцо», № 6 — «Танец антильских девушек» (в фортепианной сюите — «Танец девушек с лилиями») и № 5 — «Ромео и Джульетта перед разлукой». Характер пианизма типично прокофьевский, с подчеркнутой лаконичностью изложения, без фактурных излишеств и каких-либо виртуозных эффектов. В этом в какой-то степени сказываются предыдущие авторские поиски «скромного» пианизма в сонатинном стиле «парижского периода». Однако яркость музыкальных образов, драматизм ситуаций обусловили фортепианное изложение хотя и строгое по форме, но интенсивное по содержанию. Музыка всех пьес ясна, выразительна и романтически взволнованна. Располагая пьесы по принципу контраста, Прокофьев стремится воплотить хотя бы в общих чертах линию драматургического развития балета в целом.
Десять фортепианных пьес, ор. 75 сразу нашли себе множество исполнителей, быстро завоевали симпатию в широких кругах слушателей.
В. Дельсон
Фортепианное творчество Прокофьева →
Балет «Ромео и Джульетта» →
«Ромео и Джульетта» (оркестровая сюита) →