«Нерон» (фр. Néron) — опера Антона Рубинштейна в 4 действиях (8 картинах), французское либретто Ж. Барбье.
Премьеры первых постановок: Гамбург, 1 ноября 1879 г., под управлением автора; Берлин, 3 декабря 1880 г.; Петербург, 29 января 1884 г., силами артистов итальянской труппы под управлением автора; на русской сцене — Петербург, Мариинский театр, 31 октября 1902 г., под управлением Ф. Блуменфельда.
«Нерон» — запоздалая попытка возродить обветшалые формы французской «большой оперы». Здесь налицо все атрибуты обстановочного спектакля: зрелищность (пожар Рима), мелодраматические ситуации, столкновение христиан и язычников, призраки, небесные знамения, а также балетный дивертисмент. В музыке, наряду с эффектными и выразительными страницами, множество пустот и общих мест. Из этой оперы сохранилась в репертуаре певцов эпиталама Виндекса — гимн Гименею.
Ни в одной из своих опер Рубинштейн не был столь неразборчив и малотребователен к своей работе, как в этой. «Нерон» привлекал зрителей начала XX в. эффектностью зрелища и сходством с ситуациями популярного в ту пору романа Сенкевича «Камо грядеши», попавшего и на драматическую сцену. Одна из последних постановок оперы — в Свердловске в 1927 г.
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Нерон Клавдий, император (тенор)
• Юлий Виндекс, герцог Аквитании (баритон)
• Тигеллин, префект преторианцев (баритон)
• Балбил, астролог (бас)
• Сакус, поэт (тенор)
• Севирус, верховный жрец в храме Эвандра (бас)
• Терпиос, цитрист, вольноотпущенник Агриппины (тенор)
• Поппея Сабина, жена Оттона, возлюбленная Нерона (сопрано)
• Эпихариса, вольноотпущенница (контральто)
• Криза, ее дочь (сопрано)
• Агриппина, вдова императора Клавдия, мать Нерона (контральто)
• Луп, римский мальчик (сопрано)
• Заговорщики: Калпурний Пизон (бас), Фений Руф (баритон), Спор (тенор), Валерий Мессала (тенор)
• Тразей Петус, сенатор (без речей)
• Сальвий Отто, наместник Лузитании (без речей)
• Делия, рабыня Поппеи (без речей)
• Старик-христианин (безречей)
• Начальник группы фигляров (тенор)
• Глашатай (баритон)
• Продавец питья и фруктов (тенор)
• Центурион (баритон)
• Призраки императора Клавдия, Октавии и др., сенаторы, патриции, преторианцы, жрецы, ликторы, актеры, танцовщики, музыканты, христиане, греки, галлы, германцы, эфиопы, народ, рабы, весталки, матроны, куртизанки, танцовщицы, рабыни
Действие происходит в Риме в 59 — 68 годах.
Дом вольноотпущенницы Эпихарисы, которая стала богатой куртизанкой. Среди ее гостей герцог Аквитании Виндекс. Он потрясен глубоким падением нравов Рима под властью развратного и жестокого Нерона. Но здесь есть и те, кто не смирился: против Нерона зреет заговор. Эпихариса вскользь замечает, что в Риме больше нет Брутов и призывает к веселью. Все спешат на праздник любви. Разочарованный Виндекс остается, горюя о померкшей славе Рима. Вбегает Криза с мольбой о помощи: ее преследуют неизвестные в масках, сопровождавший ее раб брошен в Тибр. Жизнь ее окутана тайной. Она с ранних детских лет живет одна и даже не знает имени матери, которая навещает ее лишь ночами. Виндекс уводит ее, появляются маски. Среди них Нерон и Тигеллин. Возвратившаяся Эпихариса пытается выяснить, кто ворвался в ее дом, и грозит пожаловаться Нерону. Поэт Сакус насмехается над ней: Нерон покровительствует этим бродягам! Нерон требует выдать ему скрывшуюся красотку и приказывает обыскать дом. Виндекс преграждает ему путь: он защитит несчастную, хотя бы перед ним был сам Нерон. Император снимает маску. Перепуганный Сакус, чтобы спастись от его гнева, предлагает сыграть здесь же шутовскую свадьбу. Нерону нравится эта мысль, но Виндекс по-прежнему загораживает путь во внутренние покои. Нерон предлагает: если Эпихариса не узнает этой красавицы (то есть она не куртизанка), та будет свободна. В противном случае Нерон завладеет ею. Женщины вводят Кризу, и та узнает в Эпихарисе свою мать. Куртизанка молит пощадить ее дитя, но Виндекс беспрекословно отдает ее Нерону. Испуганная девушка, ничего не понимая в происходящем, просит объяснить ей, кем же является ее мать, но та молит присутствующих не отвечать, тайно обещает Кризе помощь и дает ей какой-то напиток. Виндекс запевает Эпиталаму, в которой звучат горечь и насмешка. Внезапно Криза падает замертво: это подействовало питье. Присутствующие в растерянности. Виндекс обвиняет Нерона.
Женская половина Поппеи во дворце императора. Астролог Бал- бил докладывает Поппее, что Криза умерла, а Виндекс схвачен и сегодня будет казнен. Он опровергает недобрые предчувствия возлюбленной Нерона, и та, успокоенная, мечтает о троне. Вошедшего Нерона Поппея упрекает в измене, их диалог прерывает появившийся на галерее префект преторианской гвардии императора Тигеллин, который сообщает, что жена Нерона императрица Октавия казнена за бесчестный поступок. Поппея в ужасе: и на ней кровь несчастной. Открываются завесы галереи, находящиеся на ней жрецы, сенаторы и женщины славят справедливый суд Нерона. Вольноотпущенник вдовствующей императрицы Агриппины цитрист Терпос передает цезарю просьбу своей госпожи о примирении, а Поппее вручает шкатулку с драгоценностями, среди которых браслет с портретом Кризы. По требованию Нерона раб подает Терпосу лиру, и император, мнящий себя великим артистом, поет под его аккомпанемент. По галерее проводят осужденных на смерть. Среди них сенатор Тразей, старик христианин, Виндекс. Поппея просит помиловать его, но Нерон не хочет простить дерзости. Врывается Эпихариса с мольбой отдать ей дочь: Нерон должен знать, что она жива! Он украл ее! Но тот впервые слышит об этом. Кто же похитил девушку? На руке Поппеи Нерон замечает браслет с портретом Кризы, подаренный Агриппиной.
Площадь перед храмом Эвандра. На ней маленький домик, принадлежавший Эпихарисе, в котором жила Криза. Заговорщики обсуждают смерть Тразея, казненного лишь за то, что он не хотел слушать пения Нерона. Чья очередь завтра? Со всех сторон собирается народ. Звучит Слава императору. Заметив проходящего старика христианина, чернь насмехается над ним. Появляются актеры и начинают представление. Его прерывают солдаты, разгоняющие толпу. В торжественном шествии движутся жрецы, весталки, консулы, трибуны, пленные в цепях, дикие звери в клетках, черные рабы, и, наконец, на колеснице, окруженной ликторами, сам Нерон, за ним на богато украшенных носилках Агриппина. Став на колени перед сыном, она просит о примирении и уверяет, что в ее доме он найдет все, что пожелает, в том числе и Кризу. Укутанная, чтобы не быть узнанной, Поппея спешит в дом Кризы и вскоре выходит вместе с Виндексом и Эпихарисой, которой сообщает, что Криза находится у Агриппины. Она обещает куртизанке помочь возвратить дочь, так как боится, что Нерон забудет ее ради прекрасной девушки. Народ продолжает славить императора.
Комната в домике Эпизарисы. Криза молит Бога провести ее во мраке жизни, с любовью вспоминает Виндекса и мать. Слышен крик глашатая, объявляющего указ Нерона: гражданам строго запрещено выходить из Рима. Все ворота будут закрыты! Напуганная криком Криза бросается к вошедшему Виндексу. Тот успокаивает девушку и объясняет, что Агриппина пыталась с помощью ее, Кризы, помириться с сыном, но теперь, когда Криза благодаря Виндексу спаслась, Нерон, решивший, что мать его обманула, убил ее. Здесь Криза в безопасности. Она возносит моления Богу. Она простила Виндексу момент безумия, когда он предал ее Нерону. Виндекс говорит о своей любви. Криза не может ответить на нее — у них разные боги, она христианка. «Верой твоей ты меня вдохновишь! Пусть твой Бог станет моим», — отвечает аквитанец. Оба мечтают о счастье. Вбегает Эпихариса. Она была схвачена Тигеллином, который угрожал пыткой, но спаслась благодаря Поппее. Виндекс решает, что нужно бежать на родину, и отправляется к Поппее за пропуском. Эпихариса убаюкивает дочь колыбельной. Ее прерывает издевательский хохот Нерона, который приказал отпустить Эпихарису, чтобы выследить убежище Кризы. Он признается в безумной любви к Кризе, обещает изгнать Поппею, но слышит лишь решительный отказ и приходит в ярость: ему, повелителю Рима, смеет отказать простолюдинка! Нерон пытается увести Кризу, но на пороге Поппея. За ней Виндекс с кинжалом. Он уводит Кризу и Эпихарису. Нерон бросается за ними, но поздно. Вбегает испуганный Сакус и кричит, что Рим охвачен огнем. Император сам приказал поджечь его: «Как величествен Рим должен быть при пожаре!» Народ требует покарать виновных, и Нерон велит Сакусу указать на христиан.
Предместье Рима. Видна часть города, охваченная пожаром. Толпы мечутся, ища спасения. Виндекс ведет обессилевшую Кризу. На башне Мецената показываются Нерон и Поппея с приближенными. Нерон требует лиру и поет строфы о падении Илиона. Пожар усиливается, по улицам бегут старики, женщины, дети, спасаясь от огня. Все возмущены христианами и призывают казнить их. Криза пытается объяснить, что виновны не христиане, а тиран. Нерон спускается с башни и требует отдать ему Кризу, но она признается в своей вере и падает под ударами разъяренной толпы. Виндекс клянется отомстить. Толпа бросается за ним, огонь преграждает путь. Уходит Нерон со свитой, расходится толпа, лишь Эпихариса остается над телом дочери. Дом, на ступенях которого она лежит, обрушивается и погребает под развалинами обеих.
Предместье Рима. Тигеллин и Балбил бегут, украв золото и драгоценности. Юноша Луп читает народу пергамент, в котором значится, что тиран бежал, кончился позор Рима. Народ требует казнить цезаря и славит Виндекса.
Ночью в мавзолей императора Августа, спасаясь от преследователей и грозы, вбегает Нерон. Он не знает, куда попал. Увидев могильный склеп, читает надпись и обращается к Августу. Из могилы ему отвечает голос. Раздвигаются стены, появляются призраки жертв Нерона: императора Клавдия, брата Британника, Октавии, Агриппины, Поппеи, Кризы, толпа друзей-придворных, христиан. Нерон падает без чувств, видения исчезают. Вбежавший Сакус пытается привести его в себя, чтобы спасти бегством.
По дороге в Римской Кампанье подходят легионы. Виндекс и другие военачальники зовут их к победе. Воины, проклиная тирана, идут на Рим. Из кустарника осторожно выходит Нерон. С ним Сакус. Их лошади обессилели. «Боги, какой артист умрет», — произносит Нерон свою знаменитую историческую фразу. Появляется центурион. Узнав цезаря, он зовет солдат. Нерон вынимает кинжал, но, не в силах убить себя, просит об этом Сакуса. Тот вонзает кинжал в сердце Нерона. В беспорядке возвращаются легионы. Виндекс бросается к умирающему со словами «Криза и Рим!» Издали доносится хор христиан, увидевших небесное знамение.
История создания
В 1875 году Рубинштейн, известный композитор и всемирно прославленный пианист, гастролировал в Париже. Европейская критика восторженно отзывалась о его исполнительском искусстве и почтительно относилась к его творчеству. Во время гастролей Рубинштейн получил заказ на оперу «Нерон», которую предполагал поставить один из парижских театров. В письме к матери из Парижа композитор сообщал: «Этим летом приходится много работать, так как получил здесь либретто, музыка к которому должна быть закончена к следующей зиме». Автором либретто был знаменитый французский либреттист Ж. Барбье (1825—1901).
В качестве сюжета избраны события последних лет правления Клавдия Цезаря Друза Германика Нерона (54—68) — императора Римской империи, вошедшего в историю своей жестокостью, развратом и расточительством. Среди его многочисленных преступлений — убийство матери и поджог Рима. Кроме него и его матери Агриппины среди исторических лиц, выведенных в либретто, его возлюбленная Поппея и Виндекс, сын царя Аквитании — государства, расположенного между Пиренеями и рекой Гаронной. Либретто написано по канонам французской большой оперы, где на фоне исторических событий разворачивается личная драма героев. Некоторые факты изменены. Так, жена Нерона, Октавия была не казнена им, а изгнана, после чего умерла при невыясненных обстоятельствах. Нерон женился на Поппее и торжественно короновал ее.Вернувшись в конце весны в Петергоф, Рубинштейн приступил к созданию оперы. Довести до конца сочинение не удалось: потребовались некоторые переделки в либретто, и в августе Рубинштейн снова отправился в Париж для совместной работы с Барбье. Осенью он снова принялся за сочинение, но на этот раз оно было осложнено очередными гастролями. «Был в Москве и дал там концерт, — писал музыкант матери в декабре. — Поездки туда и обратно, праздники, подготовка к здешним концертам, которые должны состояться 4 и 11 (декабря.— Л. М.), и т. д. и т. д.; ко всему этому моя работа, которую не могу закончить, — вполне достаточно, чтобы сойти с ума». Так, урывками, между концертами и репетициями, он продолжал писать. Сочинение двигалось медленно: впереди были концерты в Петербурге (январь 1876 года), гастроли в Лейпциге и Гамбурге в январе — феврале, еще двадцати городах Германии в феврале — апреле, в Лондоне в апреле и мае. Именно здесь и была закончена опера. В феврале 1877 года, среди очередных гастролей, он отправился на несколько дней в Париж для переговоров о постановке «Нерона». Прежний контракт уже не имел силы, поскольку композитор не успел написать оперу в срок. Поездка не принесла результатов, и Рубинштейну пришлось еще дважды в 1878 году посетить Париж. Так и не добившись постановки «Нерона» в Париже, Рубинштейн передал партитуру оперы в Гамбургский оперный театр. Там под руководством автора 19 ноября 1879 года состоялась премьера «Нерона», причем французское либретто было заменено немецким вариантом Р. Поля. После этого опера шла в Берлине, на сцене петербургской Итальянской оперы, в Москве. В XX веке опера не ставилась, однако до сих пор Эпиталама Виндекса является одной из самых популярных вещей баритонового репертуара.
Музыка
«Нерон», несмотря на четырех-, а не пятиактное строение, выдержан в традициях французской большой оперы с ее непременным историческим антуражем, на фоне которого разворачивается лирическая интрига, часто очень запутанная; с большим количеством массовых сцен и непременным дивертисментом. Музыка отличается пышностью, эффектными хорами. Композитор считал ее своей неудачей, однако в ней есть глубоко выразительные страницы.
Лучший номер оперы — эпиталама Виндекса «Пою тебе, бог Гименея» из I акта, отличающаяся гимническим характером, широкой мелодией. Во II акте обращают на себя внимание ария Поппеи «Да, я надеюсь снова» с прихотливой мелодией, отмеченной элементами виртуозности, и строфы Нерона «О печаль и тоска» в сопровождении арфы, имитирующей звучание древней цитры, которые и воплощают образ тирана, воображающего себя великим певцом.
Л. Михеева