Опера Хренникова «Безродный зять» («Фрол Скобеев»)

Композитор
Дата премьеры
24.02.1950
Жанр
Страна
СССР

БЕЗРОДНЫЙ ЗЯТЬ / Фрол Скобеев — комическая опера Т. Хренникова в 4 д. (6 к.), либретто С. Ценина по мотивам русской повести XVII в. и созданной на ее основе «Комедии о российском дворянине Фроле Скобееве и стольничьей Нардын-Нащокина дочери Аннушке» Д. Аверкиева. Премьера 1-й редакции (под названием «Фрол Скобеев»): Москва, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, 24 февраля 1950 г., под управлением С. Самосуда; 2-й редакции («Безродный зять») — Новосибирск, 29 декабря 1966 г. Опера ставилась и за рубежом (ГДР).

Анонимная «Повесть о российском дворянине Фроле Скобееве» — своеобразный памятник русской литературы конца XVII в. Герой этой бытовой повести, обедневший дворянин, промышлявший плутнями и «ябедами», решил устроить свою судьбу, получив богатое приданое. В женском платье он проникает в дом боярина Нардын-Нащокина и, подкупив няньку, остается наедине с дочерью боярина Аннушкой. Обесчещенная Аннушка, однако, полюбила Фрола, а тот обманом увез ее из родительского дома и обвенчался с ней. Также при помощи плутней он добился прощения у тестя и получил в приданое богатые вотчины. Фрол Скобеев умен, хитер, беспринципен. Им движет голый расчет. Но так как образы представителей старшего поколения в повести даны в сатирическом плане, симпатии читателя оказываются на стороне плута. Интересен образ Аннушки — единственной по-настоящему положительной героини.

«Повесть о Фроле Скобееве» — не только памятник русской литературы, но и документ переходной эпохи, краха старого, патриархального уклада боярского царства, вторжения новых отношений. Комедия Аверкиева, с успехом поставленная в 1868 г., значительно смягчила характеристику главного героя. Он приезжает в дом к Аннушке переодетый гадалкой, признается ей в любви и ведет себя отнюдь не так, как его тезка в повести. Да и отец Аннушки вовсе не похож на тупого самодура: он добр, мягкосердечен и прощает плуту-зятю его обман. Аверкиев ввел ряд отсутствующих в повести персонажей, часть которых вошла и в оперу.

В опере образ Фрола подвергся дальнейшим изменениям. Он готов помочь беднякам, прямодушен, а в финале отказывается принять условия тестя (отец Аннушки переименован из Нардын-Нащокина в Тугай-Редедина), требующего от него, чтобы он помогал обирать крестьян. Более того, Фрол даже отказывается от денег тестя. Однако новые, положительные качества плохо уживаются в его образе со старыми, плутовскими. В результате цельной фигуры не возникло. Более удались композитору образы, несущие положительное начало: это Варвара, сестра Фрола (образ, перешедший из пьесы Аверкиева), и Аннушка, чьи фигуры овеяны поэзией и чистотой народной песни. Ярко воплощены в музыке жанровые сцены. Но, несмотря на талантливость музыки, отсутствие цельности в центральной фигуре, неоправданное превращение плута и стяжателя в борца за справедливость ограничили удачу автора. В дальнейшем композитор вернулся к этому произведению, усовершенствовав его в драматургическом отношении.

А. Гозенпуд


Действующие лица:

  • Фрол Скобеев, баритон
  • Варвара, меццо-сопрано
  • Лаврушка, сопрано
  • Тугай-Редедин, бас
  • Анна , сопрано
  • Мамка, меццо-сопрано
  • Ордын-Нащокин, бас
  • Савва, тенор
  • Пьяный стрелец, баритон
  • Мужики, тенор, тенор, бас

Первое действие

Масленичное гуляние на одной из площадей старинной Москвы. Людно и весело, песни и шутки, ряженые в масках, игры. Веселье нарушается горькой прощальной песней трех пьяных мужиков: за неуплату недоимок они идут в вечную кабалу к боярину Тугай-Редедину. Несчастным горячо сочувствует Фрол Скобеев, молодой посадский дворянин. Он смел, ловок, предприимчив, но недостаточно богат, чтобы помочь мужикам выкупиться из рабства.

У боярина Тугай-Редедина есть красавица-дочка, мечтающая о молодом женихе. Ее нянька ищет ворожею, которая погадала бы боярышне о суженом. Дерзкий план рождается у Фрола: переодевшись ворожеей, он проникнет в дом боярина, увлечет его дочку и овладеет богатством. Фрол велит няньке прислать лошадей к его сестре Варваре, которая якобы знает отменную ворожею.

Варвару любит друг Фрола — боярский сын Савва Ордын-Нащокин. Но гордый Фрол не согласен отдать сестру-бесприданницу в семью знатного богача. Он не хочет, чтобы кто-нибудь попрекал Варвару бедностью.

По просьбе Фрола богатый Савва выкупает мужиков из кабалы. Разгневанный Тугай-Редедин грозится жестоко расправиться с лишившим его даровых рабов Фролом, но тот, ловко одурачив самодура-боярина, скрывается. Тугай-Редедин снаряжает погоню за Фролом Скобеевым.

Второе действие

Первая картина. Горница в избе Фрола Скобеева. Варвара угощает няньку Тугай-Редединых крепким вином. Захмелевшая гостья просит к вечеру привести к боярышне гадалку, обещает прислать лошадей. И хотя не возьмет в толк Варвара, о чем речь идет, но догадывается, что это — очередная проделка брата. Прощаясь с нянькой, Варвара обещает все выполнить в точности. За окном зазвенели колокольцы, и уже кланяется Варваре запорошенный снегом Савва. Он объясняется девушке в любви, обещает уговорить отца дать согласие на брак. Варвара непреклонна, гордая в своей бедности. Савва удаляется, полный отчаяния.

Присланные старухой-нянькой сани увозят Варвару и переодевшегося ворожеей Фрола в дом Тугай-Редединых. Вихрем влетает в избу боярин с ватагой прислужников. Он ищет одурачившего его Фрола, но того и след простыл.

Вторая картина. В богато убранном, узорчатом тереме Анны Тугай-Редединой сенные довушки вышивают приданое «заневестившейся» боярышне. Нелегко Фролу Скобееву, проникшему сюда под личиной страшной ведьмы-ворожеи, завоевать доверие домашних и слуг. Хитростью он удаляет вернувшегося домой боярина. Чтобы утихомирить заподозрившую неладное няньку, Фролу приходится прибегнуть к взятке — вином и деньгами.

Фрол потрясен красотой боярышни Анны — это разрушает его первоначальные планы. После удачной «ворожбы» он в порыве вспыхнувшей горячей любви признается девушке, что пришел сюда с корыстными целями, рассчитывая заполучить богатую невесту, но, увидев Анну, позабыл обо всем на свете, кроме нее. Ничего не обещая, Анна все же не лишает Фрола надежды: — Если сможешь добыть меня, — так и суждено.

Третье действие

Первая картина. Фрол тоскует по Анне, он не может даже повидаться с ней. Савва тоскует по Варваре: его отец не дает согласия на брак, а гордая девушка не подпускает близко к себе боярского сынка. Невесел разговор двух влюбленных друзей, встретившихся во дворе перед домом Саввы Ордын-Нащокина. А старый боярин Ордын-Нащокин принимает знатного гостя — боярина Тугай-Редедина. Между стариками возникает спор. Гость обозлен наглостью Фрола, возмущен новыми нравами, неуважением к родовитому боярству. Хозяин же, человек более передовых взглядов, призывает чванливого боярина думать больше об интересах родины, нежели о самом себе. Негодуя, прощается Тугай-Редедин с Ордын-Нащокиным, объявляя о своем решении завтра же уехать из «этого содома» на богомолье. Разговор бояр услышали Фрол и Савва. Фрол решает воспользоваться предстоящим отъездом боярина и завтра же похитить его дочь Анну.

Вторая картина. Шумно, суетливо, с традиционными девичьими плачами провожают боярина Тугай-Редедина на богомолье. Не успел он уехать, как к боярышне Анне являются присланные якобы из монастыря монахи. От имени игуменьи приглашают они Анну на богомолье. Это переодетые Фрол, Савва и Варвара. Короткое объяснение Фрола с Анной приводит к полному согласию молодых людей. Но в самый решительный момент напуганный дурной приметой суеверный Тугай-Редедин возвращается домой. Молодые люди, замыслившие похищение Анны, несколько растерялись, но красивой Варваре удается отвлечь внимание неравнодушного к женским чарам старика, и на его глазах Анна в сопровождении «монахов» покидает родительский дом. Нетрудно представить себе потрясение и гнев боярина, когда появляются настоящие монахи, присланные игуменьей. За беглецами — Фролом и Анной готовится погоня.

Четвертое действие

У ворот одного из подмосковных храмов Фрол Скобеев встречается с боярином Ордын-Нащокиным и просит его о заступничестве перед Тугай-Редединым: Фрол тайно, обвенчался с Анной, которую ее отец и родные считают погибшей. Ордыну-Нащокину не по душе просьба Фрола, но узнав, что в похищении Анны участвовал и Савва, он обещает попытаться уладить дело. Это, однако, не так просто. Спесивый Тугай-Редедин наотрез отказывается признать Фрола мужем дочери. Когда же Ордын-Нащокин, пытаясь воздействовать на боярина-самодура, торжественно дает согласие на брак сына Саввы с бесприданницей Варварой, Тугай-Редедин ставит Фролу издевательское условие: Скобеев должен собачьей преданностью, рабской покорностью, примерным усердием в обирании крестьян и в расправах с ними заслужить расположение будущего тестя. Поддерживаемый Анной и собравшимися у монастырских ворот московскими людьми, Фрол решительно отвергает это гнусное условие. С проклятиями, грозясь и ругаясь, Тугай-Редедин велит слугам везти себя домой. Две молодые пары — Фрол с Анной и Савва с Варварой — наслаждаются своим счастьем, «долгожданным, нерушимым, незакатным».

реклама

вам может быть интересно

Дженкинс. Кантата Memoria Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама