Symphony No. 3 (Es-dur), Op. 10, B. 34
Начиная с 1871 г. имя Антонина Дворжака приобретает известность. Этим он во многом был обязан композитору и пианисту Людевиту Прохазке – горячему поборнику национального чешского искусства. В последующие годы рождается ряд произведений, проникнутых патриотическими чувствами: «Гимн» по поэме Витезслава Галька «Наследники Белой горы», Шесть песен на тексты Краледворской рукописи (поддельность этого литературного памятника впоследствии была доказана, но Дворжак – как и многие его современники – искренне верил в его подлинность). Одним из этих произведений стала Симфония № 3 ми-бемоль мажор, завершенная в 1873 г. Ее образное содержание связывается с картинами исторического прошлого Чехии, в котором были и периоды славы и могущества, и героическая борьба против завоевателей, и времена скорби и унижения.
Если в двух предшествующих симфониях Дворжака было достаточно сильно влияние Людвига ван Бетховена, отчасти – Рихарда Вагнера и Франца Шуберта, то в Третьей индивидуальные черты стиля выражаются более явственно. Хотя влияние Вагнера еще проявляется в области инструментовки, в целом в Третьей симфонии уже ясно обозначены черты музыкального языка, которые будут встречаться в последующих сочинениях Дворжака: широкие мелодии, реминисценции и тематические связи в рамках отдельных частей, оптимистическое завершение произведения. В сравнении с предыдущей симфонией, тематическое развитие становится более «прямым» и устремленным, композитор добивается внутреннего единства тематизма и отдельных частей, и всего цикла в целом. Тем общим «корнем», из которого «произрастает» тематизм симфонии, становится главная партия первой части.
В Симфонии № 3 ми-бемоль мажор композитор отказывается от четырехчастного цикла, отдавая предпочтение трехчастному. Части симфонии нельзя трактовать как последовательное драматическое развитие: исход «музыкальной драмы» становится ясен уже в первой части, две последующие лишь «уточняют» содержание, раскрывая его разные грани – вторая звучит как воспоминание, третья утверждает оптимистический вывод.
Первая часть – Allegro moderato – насыщена драматизмом. В ней есть и решимость, и героика, и трагедийные моменты. В главной партии решительный характер сочетается с огромной эмоциональной напряженностью. Ей контрастирует лирически-взволнованная побочная партия. Именно она играет главную роль в разработке, подвергаясь разнообразным трансформациям, очень мощно, с оттенком гордости звучит она в кульминации. В репризе все темы первой части приобретают героическое звучание. Интонации, появляющиеся в главной партии, роднят ее с мелодией, которая в патриотической кантате «Гимн» соответствует словам о преклонении перед Родиной «в святом восхищении».
В до-диез-минорной второй части – Adagio molto, tempo di marcia – возникают те же образные сопоставления, что и в первой части, но в ином – лирическом ключе. В первом разделе речитативно-ариозный склад сочетается со «стонущими» секундовыми и терцовыми интонациями, пришедшими из фольклорных плачей-причитаний – это воспринимается как воспоминания о скорбных страницах чешской истории. Образ героического прошлого, славы предков возникает в среднем разделе, тема которого выдержана в духе торжественного марша.
Финал – Allegro vivace – исполнен радости, он являет собою картину празднества. В музыкальной драматургии четвертой части есть нечто от оперы – главная партия напоминает массовую сцену оперного финала (более того, эту тему Дворжак действительно позаимствовал из собственной оперы, а именно – из первой редакции «Короля и угольщика»). Танцевальная побочная партия исполнена изящества.
Первое исполнение Симфонии № 3 состоялось в Праге в марте 1874 г., дирижировал Бедржих Сметана. Для пражской публики это было первое знакомство с Дворжаком-симфонистом (ведь Первая симфония композитора в то время считалась утраченной, а премьера Второй, буквально вырванной скрипачом Моржицем Ангером из рук самокритичного автора, готового ее уничтожить, состоялась лишь в 1888 г.) Высоко оценил симфонию Людевит Прохазка, восхищавшийся богатством музыкальных идей и «великолепием творческой фантазии», однако он отмечал и некоторое структурное несовершенство. Позднее – наряду с Четвертой симфонией и некоторыми другими сочинениями – Дворжак приложил Третью симфонию к заявлению на соискание государственной стипендии.
Впоследствии ми-бемоль-мажорная Симфония оказалась в тени других симфонических произведений Дворжака, и исполняется она сравнительно редко, однако композитору она была очень дорога. Он ценил это произведение больше, чем все прочие свои ранние сочинения. За несколько дней до смерти Дворжак любовно перелистывал партитуру Симфонии № 3.
Симфоническое творчество Дворжака →