Анри Дютийё. Симфония No. 2, «Двойник»

Композитор
Год создания
1959
Дата премьеры
11.12.1959
Жанр
Страна
Франция
Анри Дютийё / Henri Dutilleux

В 1959 г. Бостонский симфонический оркестр отмечал семидесятипятилетний юбилей. Этот прославленный исполнительский коллектив возглавлял в то время французский дирижер Шарль Мюнш. Он понимал, что юбилей оркестра немыслим без крупной премьеры, и произведение для концерта в честь знаменательной даты он заказал своему соотечественнику – французскому композитору Анри Дютийе. В результате родилась Симфония № 2, которую Дютийе посвятил памяти Сергея Александровича Кусевицкого, много лет возглавлявшего Бостонский симфонический оркестр, и Наталии Константиновны Кусевицкой, которая была для дирижера не только супругой, но и помощницей в организации концертов.

Вторая симфония имеет заглавие «Двойник». Это нетипично для Анри Дютийе, который в своем инструментальном творчестве всегда стремился к «чистой» музыке, отвергая программность. Что же имел в виду композитор, озаглавив так произведение? Сам Дютийе утверждал, что он подразумевал структуру инструментального состава: исполнители разделены на две группы – большой симфонический оркестр и двенадцать солистов. Формально это напоминает Concerto grosso эпохи барокко, но композитор не намеревался возрождать эту форму, расценивая ее как «слишком застывшую» и потому несовместимую с его замыслом.

В число солистов входят инструменты, относящиеся к разным группам: струнные (две скрипки, виолончель, альт), духовые (кларнет, фагот, гобой, тромбон и труба), ударные (литавры), а также клавесин и челеста. Таким образом, ансамбль солистов, по сути дела, представляет собою «оркестр в миниатюре», который то образует свой собственный пласт фактуры, то противопоставляемый большому оркестру, то соединяется с ним: «Моя задача была использовать эту звуковую материю, а не довольствоваться противопоставлением время от времени двух инструментальных групп», – говорил композитор. Но заглавие «Двойник» не только указывает на исполнительский состав – в нем есть и содержательный смысл: в произведении сталкиваются и взаимодействуют противоположные начала – эмоциональность и рациональность, созерцательность и действенность.

Во Второй симфонии Анри Дютийе, не отвергая полностью классические формы, отходит от них еще в большей степени, чем в Первой. Симфония имеет не четырехчастную структуру, традиционную для этого жанра, а трехчастную, причем ни для одной из частей композитор не использовал форму сонатного аллегро. Необычно также сопоставление двух медленных частей – первой и второй. Но всё же первая часть, не будучи быстрой, насыщена драматизмом, как и финал, и этим обе части отличаются от спокойной второй – следовательно, принцип обрамления присутствует в структуре симфонии. В фактуре произведения важную роль играет полифония, но не имитационная, а интерпретируемая как мелодическая насыщенность всех слоев музыкальной ткани. Полифониия органично сочетается с гармонической вертикалью – ведь именно в синтезе горизонтали и вертикали Дютийе видел истоки нового музыкального языка.

Первая часть симфонии – Animato ma misterioso – открывается восходящим пассажем солирующего кларнета и глухими ударами литавр из группы солистов, которым тихо «отвечает» струнная группа большого оркестра. Это тематическое ядро симфонии, развертывание которого составляет основу дальнейшего музыкального развития. В ходе его варьируются различные параметры – интонационная структура, тембровые сочетания, ритм – на этой основе выстраивается форма и первой части, и последующих частей. Тембровое и фактурное варьирование сопровождается динамическими «волнами», музыкальная ткань становится то более густой, то разреженной. Постепенно возникает интонационная конфликтность, качественно новый тематизм вводится в эпизод. В фактуре появляются черты имитационной полифонии (фугато выглядит особенно впечатляющим потому, что в целом роль имитационных полифонических приемов в симфонии невелика). Последняя волна развития, соответствующая коде, начинается со скандирования медными духовыми интонаций, прежде излагавшихся литаврами.

Во второй части – Andantino sostenuto – в качестве интонационного ядра фа-диез-мажорное трезвучие, возникающее у деревянных духовых. Полимелодическая фактура создает элегическое настроение. В конце второй части формируется новая тематическая ячейка – ми – до-диез – ре-диез – ми, которая становится интонационным ядром драматически насыщенной третьей части – Allegro fuocoso. К концу финала происходит постепенное успокоение, и завершается симфония элегическим заключением.

Вторая симфония Анри Дютийе была впервые представлена публике в исполнении Бостонского симфонического оркестра под управлением Томаса Мюнша в декабре 1959 г. в Бостоне, на концерте, посвященном юбилею оркестра.

реклама

вам может быть интересно

Гендель. Органные концерты Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама