String Quartet No. 2 (B-dur), B. 17
Струнный квартет № 2 си-бемоль мажор Антонин Дворжак написал предположительно в 1868 г. или 1869 г. Точная дата его завершения неизвестна, поскольку композитор, весьма придирчиво относившийся к своему творческому наследию, уничтожил оригинал партитуры. Долгое время произведение считалось утраченным безвозвратно, но после смерти композитора в архиве чешского скрипача Антонина Бенневица были обнаружены ноты отдельных инструментальных партий, и это позволило восстановить произведение и включить его в репертуар струнных квартетов.
Создание Второго струнного квартета относится к тому периоду творчества Антонина Дворжака, когда композитор постепенно отходит от классических моделей. Кумиром его в то время был Рихард Вагнер, именно на стиль этого немецкого композитора ориентировался Дворжак тогда (впрочем, в своем увлечении Вагнером он был не одинок – этот композитор был популярен в Чехии). В первую очередь это нашло выражение в создании оперы «Альфред Великий», проявившись в системе лейтмотивов и особой роли оркестра. Антонин Дворжак критически отнесся к своей опере и до конца жизни никому не показывал партитуру (только в 1974 г. состоялась ее первая постановка), однако влияние Рихарда Вагнера, а также Ференца Листа проявилось и в си-бемоль-мажорном Струнном квартете, написанном вскоре после ее завершения.
В облике Квартета № 2 очевиден творческий поиск композитора. По структуре он представляет собой классический четырехчастный цикл: первая часть – Allegro ma non troppo, вторая – Largo, третья – Allegro con brio, четвертая – Finale: Andante – Allegro giusto – Allegro con fuoco, но форма каждой из частей далека от традиционной. Квартет представляет собой своеобразное претворение монументальных вагнеровских оперных сцен в камерном жанре: насыщенность голосоведения, сложность гармонического языка, мелодической развитие в «едином потоке» без четкого членения на разделы и без повторений. Вагнеровская монументальность определила и весьма значительную продолжительность произведения – время его звучания составляет около сорока минут.
Струнный квартет № 2 си-бемоль мажор не был опубликован и, по-видимому, не исполнялся при жизни Антонина Дворжака. Только после смерти композитора он вошел в репертуар струнных квартетов, хотя и уступает в популярности многим другим камерно-инструментальным сочинениям Дворжака.
Камерно-инструментальное творчество Дворжака →