«Водоворот» / «Крутнява» (словац. Krútňava) — опера Эугена Сухоня в 6 картинах с прологом, либретто композитора и Ш. Гозы по новелле М. Урбана «За верхней мельницей».
Премьера: Братислава, 10 декабря 1949 г., под управлением Л. Голоубека; новой редакции — Братислава, 5 декабря 1952 г., под управлением 3. Халабалы.
Произведение Сухоня обычно фигурирует под своим оригинальным словацким названием, которое в буквальном смысле означает водоворот, но подразумевает водоворот чувств, угрызений совести. Это первая словацкая опера большой реалистической силы, развивающая традиции Л. Яначека. Сюжет воспроизводит подлинное событие. Композитор и либреттист переосмыслили фабулу новеллы, по-новому раскрыли образы героев. Задача заключалась в том, чтобы показать не только мотивы преступления, но прежде всего — душевную борьбу преступника, приводящую его к признанию. Психологическая драма показана на ярком живописном фоне словацкой жизни.
На лесной поляне найден труп молодого Яно Штелины. Старый Штелина обвиняет в гибели сына его невесту Катрену. Жандармы напрасно пытаются найти убийцу. Мачеха и крестная уговаривают Катрену выйти замуж за Ондрия, который давно уже любит ее. Старый Штелина клянется найти убийцу. Свадьба Катрены. Штелина укоряет ее в том, что она забыла Яно, и угрожает Ондрию местью. У Катрены родился ребенок. По селу ползут слухи, что это дитя не Ондрия, а убитого Яно. Ондрий вглядывается в лицо ребенка и с ужасом узнает таза убитого. Он осыпает упреками жену и убегает из дома. Муки совести приводят его в лес, на то место, где он предательски убил Яно, чтобы жениться на Катрене. Тем временем молодой пастух находит закопанное Ондрием ружье, которым было совершено убийство. Ондрий изобличен. Катрена признается, что отец ее ребенка — Яно. Старый Штелина уводит Катрену с ребенком, своим внуком.
Носящая детективный характер фабула не определяет действия. Кто убил Яно, ясно с самого начала. Моральный конфликт, муки совести — такова тема оперы, воплощенная в музыке с удивительной правдивостью. Композитор почти не использует фольклорных оборотов, но музыка его проникнута народным духом. Жанрово-обрядовые сцены, свободные от самодовлеющего этнографизма, создают реальный фон действия. «Водоворот» — психологическая и социальная драма, утверждающая высокое гуманистическое начало.
Опера Сухоня завоевала мировое признание, обойдя многие европейские сцены. В СССР она была поставлена впервые в Тбилиси в 1958 г., а на русском языке — в Москве, в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, в 1961-м (под названием «Водоворот жизни»).
А. Гозенпуд