В 1700 г. итальянский композитор-скрипач Арканджело Корелли создал одно из лучших своих произведений – двенадцать сольных скрипичных сонат, объединенных в Op. 5. Особую известность приобрело произведение, завершающее цикл – «Фолия» (ит. La Folia). Корелли не назвал его сонатой, и действительно, сочинение по своей форме отличается от всех прочих произведений, составляющих опус: если другие сочинения представляют собою циклы, приближающиеся по своему строению либо к церковной, либо к камерной сонате, то «Фолия» – это тема с двадцатью тремя вариациями.
Тема, положенная в основу вариационного цикла, не была сочинена самим Корелли. Это одна из наиболее ранних известных тем в западно-европейской музыке. Изначально фолия представляла собой быстрый трехдольный карнавальный танец португальского происхождения, преимущественно в мажорном ладу, но с течением времени облик танца меняется: преобладает минорный лад, темп становится медленным, фолия сближается с сарабандой. На рубеже XVI-XVII столетий фолия, превратившаяся в песню-танец любовного содержания, приобретает значительную популярность и перешагивает пределы Пиринейского полуострова, распространяясь в Великобритании, Италии и Франции. В 1680 г. лондонский издатель Джон Плейфорд опубликовал произведение итальянского скрипача – уроженца Франции – Мишеля Фаринелли: несложные вариации на тему испано-португальской фолии, которую еще в XVI столетии записал испанский музыкант Франсиско Салинас в «Семи книгах о музыке». Неизвестно, позаимствовал ли Корелли тему у Фаринелли, или она была известна ему из других источников, но, так или иначе, он использовал ее в Op. 5.
«Фолия» стоит особняком среди прочих сонат опуса не только из-за вариационной формы – в ней нет таких технических трудностей и сложных полифонических приемов – тем не менее, она представляет собой своеобразную сжатую «энциклопедию» скрипичной техники XVII столетия.
Выразительная тема предоставляет богатые возможности для варьирования. Композитор обогащает ее ладовым отклонением. Басовый голос приобретает самостоятельное мелодическое, а не только гармоническое значение. Хотя «Фолия» и не является сонатой, все же музыковеды усматривают в построении вариационного цикла некий намек на сонатность. Это проявляется в диалектическом соотношении единства и многочастности (единство тематическое и тональное, отчасти – метрическое). От вариации к вариации нарастает экспрессия, особую напряженность приобретает музыкальное развитие, начиная с шестнадцатой и семнадцатой вариаций.
«Фолия» Арканджело Корелли и сегодня остается одним из самых любимых произведений скрипичного репертуара – как концертного, так и педагогического, существуют многочисленные обработки. И хотя эта тема существовала задолго до Корелли, после создания его вариаций она ассоциировалась в первую очередь с его именем – в частности, Сергей Васильевич Рахманинов свое произведение на тему «Фолии» назвал «Вариациями на тему Корелли».