Список сочинений Танеева, даты и литература

Биография Танеева

Опера

«Орестея» (без op., 1894, пост. 1895, Мариинский т-р, Петербург)

Кантаты

• Слава Н. Г. Рубинштейну (сл. И. В. Самарина, для солистов, хора и орк., без op., 1874)
• Я памятник себе воздвиг (сл. А. С. Пушкина, для хора и орк., без op., 1880)
Иоанн Дамаскин (сл. А. К. Толстого, для хора и орк., ор. 1, 1884)
По прочтении псалма (сл. А. С. Хомякова, для солистов, хора и орк., ор. 36, 1915)

Для оркестра

Симфонии:
1-я, e-moll, без op. (1874)
2-я, B-dur, без op. (1877-78), не окончена, завершена В. М. Блоком (1974)
3-я, d-moll, без op. (1884)
4-я, c-moll, op. 12 (1898)

Увертюры:
• g-moll, без op. (1874)
• d-moll, без op. (1875)
• Увертюра на русскую тему, без op. (1882)
• Орестея, ор. 6 (1889)

• Adagio C-dur (без op., 1874)

Для инструмента с оркестром

• концерт для фортепиано Es-dur (1-я ч., без op., 1875-76, завершён П. А. Ламмом, 1957)
• Канцона для кларнета (со струн. орк., без op., 1883)
Концертная сюита для скрипки (ор. 28, 1909)

Камерно-инструментальные ансамбли

• соната для скрипки и фортепиано a-moll (без op., 1911)

Трио:
• для скрипки, альта и виолончели D-dur, без op. (1880, и h-moll, без op. (1913)
• для 2 скрипок и альта, D-dur, op. 21 (1907)
фортепианное, D-dur, op. 22 (1908)
• для скрипки, альта и тенор-виолы, Es-dur, op. 31 (1911)

Струнные квартеты:
• Es-dur, без op. (1880)
• C-dur, без op. (1883)
• A-dur, без op. (1883)
• d-moll, без op. (1886), во 2-й ред. — 3-й, op. 7 (1896)
1-й, b-moll, op. 4 (1890)
2-й, C-dur, op. 5 (1895)
4-й, a-moll, op. 11 (1899)
• 5-й, A-dur, op. 13 (1903)
6-й, B-dur, op. 19 (1905)
• G-dur, без op. (1905)

• Фортепианный квартет E-dur (op. 20, 1906)

Квинтеты:
• 1-й струнный — для 2 скрипок, альта и 2 виолончелей, G-dur, op. 14 (1901)
• 2-й струнный — для 2 скрипок, 2 альтов и виолончели, C-dur, op. 16 (1904)
фортепианный, g-moll, op. 30 (1911)

• Andante для 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 фаготов и 2 валторн (без op., 1883)

Для фортепиано

• соната Es-dur (1-я ч., без op., 1873-74)
• 5 скерцо (es-moll, d-moll, C-dur, F-dur, g-moll; без op., 1874-75)
• тема с вариациями c-moll (без op., 1874)
• 3 прелюдии (сохранилась 1-я, F-dur, 1891)
Прелюдия и фуга gis-moll (op. 29, 1910)

Хoры a cappella (свыше 40), в т. ч.

• 3 для муж. гол., сл. А. А. Фета, А. В. Кольцова (без op., 1877, 1880)
• Нидерландская фантазия (без op., 1880)
• Восход солнца и Из края в край (сл. Ф. И. Тютчева, ор. 8, 1897 и ор. 10, 1899)
• 2 на сл. А. С. Хомякова (ор. 15, 1900)
• 12 на сл. Я. П. Полонского (ор. 27, 1909)
16 на сл. К. Д. Бальмонта (ор. 35, 1913)

Камерно-вокальные ансамбли с фортепиано (свыше 10)

• дуэты на сл. В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Тютчева, Фета
• терцет (ор. 25, 1881, 2-я ред. 1908)

Камерно-вокальные ансамбли a cappella (свыше 10)

• терцеты на сл. Г. Р. Державина, Пушкина, Тютчева

Для голоса с фортепиано

• 10 романсов на сл. П. Б. Шелли (в пер. К. Бальмонта), А. К. Толстого, Фета и др. (ор. 17, разные гг., изд. 1905)
• Иммортели (10 стихотворений из сб. переводов Эллиса, ор. 26, 1908)
• 4, 5 и 7 стихотворений, сл. Полонского (ор. 32, 33 и 34, 1911-1912)
• романсы (на сл. Жуковского, А. А. Курсинского, собственные)

Обработки народных песен

• русская и 27 украинских народных песен (запись и обработка, 1880-е гг.)
• 8 малорусских песен из собр. Н. А. Янчука (гармонизация, 1912).

Доработка, редакция, инструментовка, переложения для фортепиано произведений других авторов:

• 3-й концерт для фортепиано с орк. и Экспромт (доработка)
• Andante и финал для фортепиано с орк. и вок. дуэт Ромео и Джульетта (доработка и инструментовка)
• романсы (в т. ч. «Ни слова, о друг мой», «Страшная минута») и вокальные ансамбли (инструментовка) Чайковского (1890-е гг.)
• баллада «Лесной царь...» и кантата «Гимн искусству» Аренского
• балет «Щелкунчик» и опера «Иоланта» Чайковского и др. (клавираусцуги)

Переложения для фортепиано в 4 руки симфоний — Аренского (1-я), Глазунова (5-я), Чайковского (4-я, 5-я).

Основные даты жизни и деятельности

• 1856 — 13 XI. В г. Владимире в семье чиновника Губернской палаты Ивана Ильича Т. и его жены Варвары Павловны (урожд. Протопоповой) род. младший сын Сергей.
• 1861 — Занятия игрой на фп. под рук. М. А. Миропольской (позже — В. И. Полянской).
• 1864 или 1865 — Переезд семьи в Москву. 1866. — IX. Поступление в только что открывшуюся Моск. консерваторию; занятия на младшем отделении (до 1869; классы фп., элементарной теории и сольфеджио) у Э. Л. Лангера. 1869-75. Занятия в классах гармонии — у П. И. Чайковского, фп. — у Н. Г. Рубинштейна, контрапункта, фуги и формы — у Н. А. Губерта, инструментовки и свободного сочинения — у П. И. Чайковского.
• 1874 — Первое публичное выступление как пианиста на муз. вечере в доме кн. Голицына.
• 1875 — 17 I. Исп. Т. 1-го концерта для фп. с оркестром Брамса (впервые в России; дир. Н. Г. Рубинштейн). — 19 1. Рецензия Чайковского в газ. «Русские ведомости» (высокая оценка игры Т.) — Окончание Моск. консерватории (с золотой медалью) по классам фп. и композиции (выпускная работа по композиции — увертюра d-moll для оркестра). — VI-VII. Первая поездка за границу (Греция, Италия, Франция, Швейцария) совм. с Н. Г. Рубинштейном. — 21 XI. Исп. Т. 1-го концерта для фп. с оркестром Чайковского (впервые в Москве; дир. Н. Г. Рубинштейн). — 30 XI. Рецензия Чайковского в газ. «Русские ведомости» (высокая оценка).
• 1875-76 — Конц. выступления Т. в ряде городов России (сольные и в ансамбле с Л. С. Ауэром). — Знакомство и встречи с А. Г. Рубинштейном, Н. А. Римским-Корсаковым, А. П. Бородиным, Ц. А. Кюи и др. петерб. музыкантами.
• 1876 — Лето. Пребывание в с. Селище Орловской губ. в семье Масловых, в доме к-рых собиралось высокообразованное общество; участие (до 90-х гг.) в рукописном юмористич. журн. «Захолустье», выпускаемом Масловыми (помещены романсы, вок. ансамбли, фп. пьесы).
• 1876 X — 1877 VI — Пребывание в Париже. Общение с И. С. Тургеневым, M. E. Салтыковым-Щедриным, Ш. Гуно, К. Сен-Сансом, С. Франком, Г. Форе, В. д’Энди, Г. Флобером, Э. Золя, И. Тэном, П. Виардо-Гарсиа и др.
• 1877 — Замысел оперы «Ефраим» (либр. К. С. Шиловского, материалы не сохранились).
• 1877-78 — Конц. выступления Т. (сольные, с оркестром под упр. Н. Г. Рубинштейна, в ансамбле с Г. Венявским) в Москве и Риге.
• 1878 — III. Сольные концерты Т. (в программе произв. И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа) в Риге, Митаве (ныне Елгава), Дерпте (ныне Тарту). — X. Начало педагогич. работы в Моск. консерватории (классы гармонии, инструментовки). — 21 XII. Первое публичное исп. соч. Т. (хор «Венеция ночью») в концерте Рус. хор. об-ва в Москве.
• 1879 — Участие в подготовке первого исп. оперы «Евгений Онегин» силами учащихся Моск. консерватории.
• 1880 — 8 VI. Исп. на торжествах по случаю открытия памятника А. С. Пушкину в Москве кантаты Т. «Я памятник себе воздвиг» — VI-VIII. Пребывание во Франции.
• 1881 — 30 V. Избрание Т. на должность профессора Моск. консерватории (класс фп., до 1888). — 7 XI. Выступление Т. в симф. концерте под упр. А. Г. Рубинштейна (4-й концерт Бетховена). — Выход в свет первых изданных соч. Т. — 3 хоров для муж. голосов.
• 1882 — 18 V. Первое исп. Т. 2-го концерта для фп. с оркестром Чайковского (дир. А. Г. Рубинштейн, Москва) — 13 VI. Первое исп. «Увертюры на русскую тему» Т. (под упр. автора, Москва). — X-XI. Участие в первом исп. в Москве и Петербурге трио «Памяти великого художника» Чайковского.
• 1883 — II. Избрание Т. в состав Комитета профессоров по управлению консерваторией (до 1885).
• 1884 — 11 III. Первое исп. кантаты «Иоанн Дамаскин» (под упр. автора, в концерте, посв. памяти Н. Г. Рубинштейна). — Замысел оперы «Овечий источник» (по драме Лопе де Вега; сохранилось либр.).
• 1885 — 26 I. Первое исп. 3-й симфонии d-moll (под упр. автора) — V. Исп. Т. на торжествах по случаю открытия памятника М. И. Глинке в Смоленске «Русской фантазии» для фп. с оркестром Направника (дир. М. А. Балакирев). — Знакомство в Смоленске с А. К. Глазуновым. — 30 V. Избрание Т. на пост директора Моск. консерватории. — VII-VIII. Участие Т. (совм. с И. И. Иванюковым и M. M. Ковалевским) в экспедиции в Сванетию (сделаны записи и описания песен и инстр. наигрышей народов Кавказа). — XII. Выступления Т. в камерных концертах с А. Зенкра, Л. С. Ауэром, К. Ю. Давыдовым (Москва).
• 1886 — Исп. учащимися Моск. консерватории под упр. Т. ораторий Г. Ф. Генделя «Самсон» (5 III) и «Израиль в Египте» (7 XII).
• 1887 — 4 и 6 XII. Исп. учащимися консерватории под упр. Т. 1-го акта оперы «Дон Жуан». — Начало систематич. работы над оперой «Орестея».
• 1888 — 6, 8, 12 IV. Исп. учащимися консерватории под упр. Т. оперы «Свадьба Фигаро».
• 1889 — 30 V. Отказ от должности директора Моск. консерватории. — Осень. Начало систематич. работы над трудом «Подвижной контрапункт строгого письма». — 15 X. Избрание Т. действит. чл. Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. — 28 X. Первое исп. увертюры «Орестея» (под упр. Чайковского).
• 1890 — 11 II. Исп. А. И. Зилоти и Т. концерта для 2 фп. Es-dur Моцарта с каденциями Т. (дир. В. И. Сафонов, Москва). — 10 III. Исп. Т. 5-го концерта для фп. с оркестром Бетховена (дир. M. M. Ипполитов-Иванов, Москва).
• 1891— 30 XI. Исп. Т. 25-го концерта для фп. с оркестром C-dur Моцарта (впервые в России, дир. Сафонов).
• 1893 — III. Показ руководству Мариинского т-ра, в т. ч. Э. Ф. Направнику, оперы «Орестея». — 25 X. Смерть П. И. Чайковского. — XII. Инструментовка дуэта «Ромео и Джульетта» Чайковского.
• 1895 — 7 I. Первое исп. Т. 3-го концерта для фп. с оркестром Чайковского (дир. Направник, Петербург) — Лето. Пребывание в Ясной Поляне у Л. Н. Толстого, знакомство с А. П. Чеховым, худ. Н. А. Касаткиным. — 17 X. Премьера оперы «Орестея» (Мариинский т-р, Петербург).
• 1896 — 8 II. Первое исп. Т. Andante и финала для фп. с оркестром Чайковского (инструментованы Т.; дир. Ф. М. Блуменфельд, Петербург). — Лето. Пребывание с няней П. В. Чижовой в Ясной Поляне. — Начало изд. соч. Т. изд-вом М. П. Беляева (2-й струн. квартет).
• 1897 — IX. Начало деятельности Т. в комиссии нар. музыки при Об-ве любителей естествознания, антропологии и этнографии. — 11. X. Исполнение Чешским квартетом в Москве 2-го струн. квартета.
• 1898 — 21 III. Первое исп. 4-й симфонии (по изданию — 1-я; дир. Глазунов, Петербург).
• 1898-1902 — Исп. ряда произв. Т. за рубежом (увертюры «Орестея» — в Бирмингеме, антракта из «Орестеи» — в Брюсселе, 1-го струн. квартета — в Гейдельберге, хора «Восход солнца», 2-го струн. квартета — в Нью-Йорке).
• 1900 — IX-X. Первое исполнение Чешским квартетом 4-го струн. квартета (Рига-Берлин).
• 1903 — IX. Поездка в Германию, встречи с А. Никишем.
• 1904 — IX. Исп. 4-й симфонии в Нью-Йорке. — Замысел оперы «Портрет» по Н. В. Гоголю (материалы не сохранились).
• 1905 — 11 I. Подписание Т. декларации передовых музыкантов Москвы с требованием демократич. свобод. — 16 I. Исп. Т. «Концертной фантазии» для фп. с оркестром Чайковского (дир. С. В. Рахманинов, Москва). — 3 IX. Уход Т. из Моск. консерватории. — Обращение художеств. совета консерватории к Т. с просьбой вернуться. — 18 X. Написание Т. приветствия музыкантов деятелям революции (первым подписался под ним). — 15 XI. Избрание Т. почётным чл. Моск. филармонич. об-ва. — Присуждение Т. Глинкинской пр. за увертюру «Орестея».
• 1906 — Весна. Участие Т. в организации Нар. консерватории. — Присуждение Т. Глинкинской пр. за 4-ю симфонию c-moll.
• 1907 — 8 и 14 XI. Первое исп. фп. квартета (с участием автора; Москва и Петербург). — Присуждение Т. Глинкинской пр. за фп. квартет.
• 1908 — II III. Конц. выступления Т. в Ярославле, Харькове, Казани. — 9 IV. Избрание Т. почётным чл. Петерб. об-ва камерной музыки. — 26 XI — 14 XII. Концерты в Берлине, Вене, Праге, посв. камерно-инстр. творчеству Т. (Чешский квартет и автор). — Участие Т. в организации об-ва «Муз.-теоретич. библиотека». — Присуждение Т. Глинкинской пр. за фп. трио.
• 1909 — 12 XI. Избрание Т. почётным чл. Петерб. отделения Рус. муз. об-ва.
• 1910 — Присуждение Т. Глинкинской пр. за «Концертную сюиту» для скрипки с оркестром.
• 1911 — XI-XII. Исполнение фп. квинтета в Берлине, Дюссельдорфе, Франкфурте-на-Майне, Лейпциге и др. (в осн. с участием автора). — Исп. ряда произв. Т. в Праге. — XII. Пребывание Т. в Зальцбурге, изучение материалов Дома-музея Моцарта.
• 1912 — 13 X. Избрание Т. почётным чл. об-ва «Муз.-теоретич. библиотека». — Включение Т. в состав комиссии по подготовке издания Собр. критич. статей Г. А. Лароша. — Присуждение Т. Глинкинской пр. за фп. квинтет.
• 1913 — 27 I. Избрание Т. почётным чл. Моск. отделения Рус. муз. об-ва. — 18, 19 и 21 XI. Цикл концертов, посв. камерно-инстр. творчеству Т. (организован Кусевицким, Москва).
• 1914 — 20 IV. Концерт Об-ва камерной музыки, посв. творчеству Т.
• 1915 — 24 I. Исп. 4-й симфонии в концерте Рус. муз. об-ва (дир. Глазунов, Петроград) — 26 I. Последнее выступление Т. (концерт Об-ва распространения камерной музыки, посв. творчеству Т.; исп. фп. трио, фп. квинтет, а также романсы). — Первое исп. кантаты «По прочтении псалма» (дир. Кусевицкий) в Петрограде (11 III) и Москве (1 IV). — 14 IV. Смерть А. Н. Скрябина, на похоронах к-рого Т. простудился. — 2 VI. Отъезд в Дюдьково в период временного улучшения здоровья. — 6 VI. Смерть Т. в Дюдьково. — 10 VI. Похороны на кладбище Донского монастыря в Москве (в 1937 останки Т. перенесены на Новодевичье кладбище).

Литературные сочинения:

О музыке горских татар, в очерке: Иванюков И. и Ковалевский М., У подошвы Эльбруса, «Вестник Европы», 1886, кн. 1, то же, в сб.: Памяти Сергея Ивановича Танеева. 1856-1946, Сб. статей и материалов к 90-летию со дня рождения, под ред. Вл. Протопопова, М.-Л., 1947; Московская консерватория и её управление, «Русские ведомости», 1905, 4 марта; Назревшие вопросы наших консерваторий, «РМГ», 1905, No 11; По поводу постановления дирекции Имп. русского музыкального общества от 19 марта 1905 (об увольнении Н. А. Римского-Корсакова из Петербургской консерватории), «Русь», 1905, 11 апр.; (Заявление о выходе из состава профессоров Моск. консерватории), «Русские ведомости», 1905, 4 сент.; (Ответ на письмо профессоров и преподавателей Моск. консерватории), там же, 1905, 8 окт.; (Ответ на адрес учащихся Моск. консерватории), там же, 1905, 12 окт.; (Отказ от участия в концертах С. А. Кусевицкого), там же, 1910, 15 сент.; Подвижной контрапункт строгого письма, (Лейпциг, 1909), 2 под ред. С. С. Богатырёва, М., 1959; Из «Дневников» С. И. Танеева, в кн.: История русской музыки в исследованиях и материалах, т. 1, М., 1924 (за 1896 г.) и в сб.: Сергей Иванович Танеев. Личность, творчество и документы его жизни, М. -Л., 1925 (за 1895 г.); Содержание тетради собственноручных упражнений Моцарта в строгом контрапункте, в сб.: Памяти Сергея Ивановича Танеева..., М.-Л., 1947; (Анализ модуляций в сонатах Бетховена), в сб.: Русская книга о Бетховене, М., 1927, с. 191-204; Учение о каноне (кн. подготовлена и изд. В. М. Беляевым), М., 1929; Из консерваторских лекций, «СМ», 1953, No 1; Разбор начальных номеров h-moll’ной мессы Баха, в кн.: С. И. Танеев. Из научно-педагогического наследия, сост. и ред. Ф. Арзаманов и Л. Корабельникова, М., 1967; Тезисы лекции о двойной фуге, там же; Фрагмент из варианта Вступления к книге «Подвижной контрапункт строгого письма», там же; Учебные программы музыкально-теоретических курсов, там же; Отзыв о музыкальных инструментах А. А. Эрарского, в ст.: Корабельникова Л., Забытое имя, «МЖ», 1971, No 21.

Письма:

(Письма к Е. О. Гунсту), в ст.: Гунст Евг., Из воспоминаний и переписки с С. И. Танеевым, «Музыка», 1915, 31 окт., 21 ноября; Из письма С. И. Танеева к А. М. Авраамову, там же, 21 ноября; Чайковский М., Письма П. И. Чайковского и С. И. Танеева, М., (1916), то же в кн.: Чайковский П. И. и Танеев С. И. Письма, М., 1951; Неопубликованное письмо С. И. Танеева (к Л. В. Николаеву), «СМ», 1936, No 6; Письма С. И. Танеева к H. H. Амани, там же, 1940, No 7; Из писем к А. Н. Скрябину, в сб.: Александр Николаевич Скрябин. 1915-1940, М.-Л., 1940; Из архива К. Н. Игумнова. (Письмо к К. Н. Игумнову), «СМ», 1946, No 1; Переписка С. И. Танеева с М. А. Дейша-Сионицкой, в сб.: Памяти С. И. Танеева..., М.-Л., 1947; Несколько писем С. И. Танеева по музыкально-теоретическим вопросам (к Н. Н. Амани, А. В. Станчинскому), в сб.: С. И. Танеев. Материалы и документы, т. 1, М., 1952; Переписка С. И. Танеева с Н. А. Римским-Корсаковым, Н. Н. Римской-Корсаковой, А. Н. Римским-Корсаковым, там же; Переписка С. И. Танеева с А. С. Аренским, там же; Письма С. И. Танеева к А. Б. Гольденвейзеру, там же; Новые материалы о С. Танееве. (Из письма к В. Л. Метцлю, письмо к Д. С. Шору), «СМ», 1955, No 7; Письма С. И. Танеева к К. Гофману, в кн.: Гинзбург Л., Гануш Виган и Чешский квартет, М., 1955; Новые материалы С. Танеева. (Письмо к В. В. Пасхалову), «СМ», 1959, No 9; Письма С. И. Танеева к П. Н. Ренчицкому, в сб.: Из архивов русских музыкантов, М., 1962; (Письмо к А. В. Оссовскому), в сб.: Театр и музыка. Документы и материалы, М.-Л., 1963.

Литература:

Чайковский П. И., Шестой и седьмой концерты Русского музыкального общества, «Русские ведомости», 1875, 19 янв.; его же, Музыкальная хроника, (Первая квартетная серия...), там же, 1875, 29 окт.; его же, Русское музыкальное общество... (об исполнении Т. концерта Чайковского), там же, 1875, 30 ноября; см. также в кн.: Чайковский П. И., Музыкальные фельетоны и заметки, M., 1898, под назв.: Музыкально-критические статьи, М., 1953; (Кюи Ц. A.), Музыкальная и театральная жизнь Москвы, «Литературные прибавления к журн. «Музыкальный свет», 1875, No 4; см. также в кн.: Кюи Ц. A., Избранные статьи, Л., 1952; Ларош Г. A., Музыкальные очерки, «Голос», 1876, 28 янв.; его же, «Орестейя», музыкальная трилогия, слова Венкстерна, музыка С. И. Танеева, «Новости и биржевая газета», 1895, 20 окт.; см. также в кн.: Ларош Г. A., Избранные статьи, вып. 3-4, Л., 1976-77; Старый музыкант (Кругляков С. Н.), Первые три симфонические собрания... «Современные известия», 1881, 29 дек.; его же, 7-е симфоническое собрание Русского музыкального общества, там же, 1882, 18 дек.; его же, Концерт в Большом зале благородного собрания, «Голос Москвы», 1909, 4 апр.; К-ин Н. (Кашкин Н. Д.), Театр и музыка, (О концерте под управлением Чайковского), «Русские ведомости», 1887, 15 ноября; его же, «Орестейя» на сцене Мариинского театра..., там же, 1895, 24 окт.; его же, С. И. Танеев, «Русское слово», 1913, 22 сент.; его же, С. И. Танеев, «Музыка», 1915, 31 окт.; его же, Воспоминания о С. И. Танееве, там же, 1916, 13 и 20 февр.; его же, Сергей Иванович Танеев и Московская консерватория, «Музыкальный современник», 1916, No 8, то же, в кн.: Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966; P. Hик. (Финдейзен H. P.), С. И. Танеев и его музыкальная трилогия «Орестея», «РМГ», 1900, No 47, 52; Ю. Э. (Энгель Ю. Д.), По поводу ухода С. И. Танеева, «Русские ведомости», 1905, 7 сент.; его же, Танеев, Рахманинов, Скрябин, там же, 1910, 30 ноября; его же, Смерть С. И. Танеева, «Русские ведомости», 1915, 7 июня; его же, Памяти С. И. Танеева, там же, 1915, 13 июня, то же, в сб.: Памяти С. И. Танеева..., М.-Л., 1947; его же, С. И. Танеев, «Русская иллюстрация», 1915, 21 июня; его же, С. И. Танеев как учитель, «Музыкальный современник», 1916, No 8; см. также в кн.: Энгель Ю. Д., Глазами современника. Избранные статьи о русской музыке, М., 1971; Кругликов С., Музыкальный дневник (Об исполнении симфонии c-moll), «Голос Москвы», 1909, 4 апр.; Пасхалов В., Подвижной контрапункт строгого письма, «Музыка и жизнь», 1910, No 1; его же, Подвижной контрапункт строгого письма. Книга С. И. Танеева, «Музыкальный современник», 1915, No 1; Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Петроградские куранты. 3. О последнем (6) симфоническом концерте ИРМО, «Музыка», 1915, 31 янв.; его же, Три смерти, там же, 1915, 29 авг.; его же, Глинка, (М.), 1947, гл. VI; см. также его кн.: Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., 1930, переизд. под назв.: Русская музыка. XIX и начало XX века, Л., 1968, 1979; также кн.: Асафьев Б. В., Избранные труды, т. 2, М., 1954; Римский-Корсаков A., Памяти умерших, «Музыкальный современник», 1915, No 1; Липаев И. Е., С. И. Танеев. (Биографический набросок и характеристика), «РМГ» 1915, No 12-13, то же, в кн.: С. И. Танеев. Жизнь. Деятельность. Музыкальные произведения. Список сочинений, Саратов, 1915; Кар. (Каратыгин В. Г.), Памяти С. И. Танеева, «Театр и искусство», 1915, No 24; его же, Памяти С. И. Танеева, «Музыкальный современник», 1916, No 8, см. также в кн.: Каратыгин В. Г., Избранные статьи, М.-Л., 1965; Сахновский Юрий, С. И. Танеев, «Русское слово» 1915, 7 июня; Александрова-Левенсон А. Я., Памяти С. И. Танеева, «Сибирская жизнь», 1915, 17 июня; её же, Памяти С. И. Танеева, «РМГ», 1915, No 27-28; Гунст Евг., Памяти С. И. Танеева, «Рампа и жизнь», 1915, 14 июня; его же, С. И. Танеев — камерный композитор, «РМГ», 1915, No 12-13; Бернштейн Н., С. И. Танеев и П. И. Чайковский, «Петроградские ведомости», 1915, 9 июня; Рахманинов С., С. И. Танеев, «Русские ведомости», 1915, 16 июня; см. также в кн.: Рахманинов С. В., Литературное наследие, т. 1, М., 1978; Браудо Евг., Памяти Сергея Ивановича Танеева, «Аполлон», 1915, No 6-7; его же, А. Н. Скрябин и С. И. Танеев, «Столица и усадьба», 1915, No 40-41; Беляев В., Памяти Сергея Ивановича Танеева, «Музыка», 1915, 31 окт.; Сараджев К., Сергей Иванович Танеев. Листки воспоминаний, «Музыка», 1915, 21 ноября, то же, в кн.: Сараджев К. С., Статьи, воспоминания, М., 1962; Эйгес К., Две потери русской музыки, «Русская мысль», 1915, кн. XII, раздел XX; Гречанинов A., Из воспоминаний о С. И. Танееве, «Музыкальный современник», 1916, No 1; А. К. (Коптяев А. П.), Памяти С. И. Танеева, «Биржевые ведомости», 1916, 6 июня; Брюсова Н., Музыкальное творчество С. И. Танеева, «Музыкальный современник», 1916, кн. 8; Геника Рост., Из консерваторских воспоминаний, «РМГ», 1916, No 47; С. И. Танеев. Личность, творчество и документы его жизни. Труды Гос. ин-та муз. науки. История русской музыки в исследованиях и материалах, т. 2, М.-Л., 1925; Яковлев В., С. И. Танеев. Его муз. жизнь. Труды Гос. Академии худ. наук, Музыкальная секция, вып. 2, М., 1927; Луначарский А. В., Танеев и Скрябин, в его кн.: Вопросы социологии музыки, М., 1927, то же, в его кн.: В мире музыки, М., 1971; Сабанеев Л., С. И. Танеев. Мысли о творчестве и воспоминания о жизни, Париж, 1930; Мазель Л. и Рыжкин И., Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 2, М.-Л., 1939; Бернандт, Основной принцип эстетических воззрений С. И. Танеева, «СМ», 1939, No 6; его же, Сергей Иванович Танеев. Эскиз характеристики, там же, 1940, No 7; его же, С. И. Танеев, М.-Л., 1950; его же, Мудрый художник, «МЖ», 1959, No 13; его же, Черты личности, «СМ», 1977, No 8; Грoман-Соловцов A. A., Сергей Иванович Танеев, М., 1940; Протопопов Вл., О тематизме и мелодике С. И. Танеева, «СМ», 1940, No 7; его же, Некоторые вопросы музыкального стиля С. И. Танеева, там же, 1947, No 5; его же, Танеев и народная песня, «МЖ», 1959, No 5; его же, История полифонии в её важнейших явлениях, (вып. 1) — Русская классическая и советская музыка, М., 1962; Скребков С. С., Полифонический анализ, М.-Л., 1940; Танеев и русская опера..., сб. статей под ред. И. Ф. Бэлза, М., 1946; Памяти Сергея Ивановича Танеева, Сб. статей и материалов, М.-Л., 1947; Котлер Н., Русская полифония и Танеев, «СМ», 1947; No 5; Алексеев A., Русские пианисты, М.-Л., 1948; Яворский Б., Из воспоминаний о С. И. Танееве, «СМ», 1948, No 3; Tолстой С. Л., Сергей Иванович Танеев, в кн.: Очерки былого, М., 1949, Тула, 1968; С. И. Танеев. Материалы и документы, т. 1 — Переписка и воспоминания, М., 1952; Глиэр Р. М., Воспоминания о С. Танееве, «СМ», 1955, No 7, то же, в кн.: Р. М. Глиэр. Статьи, воспоминания, материалы, т. 1, (Л.), 1965; Арзаманов Ф., Заветы С. Танеева, «СМ», 1956, No 11; его же, С. И. Танеев — преподаватель курса музыкальных форм, М., 1963; Xентова С., С. Танеев — пианист, в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, сб. 2, М., 1958; Кремлев Ю. A., Русская мысль о музыке, т. 2-3, Л., 1958-60; Альшванг А. A., Заметки С. И. Танеева на полях клавира «Пиковой дамы», в его кн.: П. И. Чайковский, М., 1959, 1967; Аракелов X., Танеев и грузинская музыкальная культура, «СМ», 1959, No9; Корабельникова Л., Новые материалы о С. Танееве, там же; её же, Танеев о воспитании композиторов, там же, 1960, No 9; её же, На заре критической деятельности. Асафьев о Танееве, «МЖ», 1969, No 15; её же, С. И. Танеев в Московской консерватории. Из истории русского музыкального образования, М., 1974; её же, Заметки о творчестве, «СМ», 1977, No 8; Раабен Л., С. И. Танеев, в его кн.: Инструментальный ансамбль в русской музыке, М., 1961; Александров А. Н., Из воспоминаний о Танееве, «СМ», 1963, No 5, 8, 1965, No 6; Гартман Ф., Воспоминания о С. И. Танееве, там же, 1965, No 6; Савоскина Г., Работа Танеева над Вторым квартетом, в сб.: Русская музыка на рубеже XX века. Статьи, сообщения, публикации, М.-Л., 1966; её же, Заметки о стиле Шестого квартета С. И. Танеева, в сб.: Страницы истории русской музыки, (Л.), 1973; Хопрова Т. A., Сергей Иванович Танеев. Краткий очерк жизни и творчества, Л., 1968; Сорокин В., Замечательная дружба, «Наука и жизнь», 1969, No 4; Poпов С. В., О хоровом творчестве С. И. Танеева, в кн.: Русская хоровая музыка. Очерки, вып. 2, М., 1969; Стравинский И., Из петербургских воспоминаний, «СМ», 1970, No 7; Из «Записных книжек» М. С. Керзиной, там же, 1971, No 12; Бажанов Н., Танеев, М., 1971; Прокофьев С., Автобиография, М., 1973; Блок В., Незавершенная симфония Танеева, «СМ», 1974, No 4; Юденич Н. Н., К вопросу о выразительности и некоторых стилевых чертах инструментальной музыки С. И. Танеева, в кн.: Сборник статей по музыкальному искусству, Минск, 1976; Mихайленко A., О принципах строения фуг Танеева, в кн.: Вопросы музыкальной формы, вып. 3, (M.), 1977; Шевлягина В., Музыкально-просветительская деятельность С. И. Танеева в первой Народной консерватории в России, в сб.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 13, М., 1978 и др.

Л. З. Корабельникова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама