Творческий портрет Брукнера →
Симфоническое творчество Брукнера →
Брукнер (Bruckner) Антон (4 IX 1824, Ансфельден, близ Линца − 11 X 1896, Вена) — австрийский композитор.
В раннем возрасте работал органистом, затем учителем. Муз. образование приобрёл почти самоучкой, изредка пользуясь консультациями авторитетных мастеров. Профессиональным музыкантом стал после победы на конкурсе органистов в Линце в 1853. Работая органистом в Линцском соборе, Б. писал гл. обр. духовную, хор. и органную музыку. В 1868 переехал в Вену, с к-рой связан осн. период его творчества. С этого же года преподавал в Венской консерватории (гармония, контрапункт и игра на органе), с 1875 — в ун-те и учительском ин-те св. Анны. Среди его учеников — Г. Малер, А. Никиш, Ф. Клозе.
В 60-80-е гг. Б. создал свои симфонии, но они исполнялись редко, а сам композитор подвергался резкой критике со стороны Э. Ганслика и последователей И. Брамса. Признание пришло к Б. лишь в 1884, когда была исполнена его 7-я симфония под упр. А. Никиша. После смерти Б. творчество композитора пропагандировали дирижёры Ф. Мотль, Ф. Вейнгартнер, Г. Леви, Ф. Лёве, Й. Шальк, З. Окс. Редакторы симфоний Б. братья Й. и Ф. Шальк, а также Ф. Лёве сильно изменили тексты партитур. В 1912 А. Гёллерих положил начало движению за пропаганду творчества Б. (Bruckner-Bewegung), задачами к-рого стали организация фестивалей (Bruckner-Festen) и издание полн. собр. сочинений композитора. К 1936 восстановлен подлинный текст симфоний Б., освобождённый от многочисленных редакторских наслоений, и опубликованы авторские рукописи, хранившиеся в Венской национальной библиотеке.
Брукнер — один из крупнейших симфонистов 2-й пол. 19 в. Тесно связанный с австр. фольклором и традициями муз. классики, он возродил в своём творчестве монументальный симф. стиль. Наиболее значительны и характерны его зрелые симфонии, начиная с 3-й, посв. Р. Вагнеру (1873), и особенно 4-я («Романтическая», 1874), 7-я (1883, 2-я ч. симфонии возникла под впечатлением смерти Вагнера), 8-я (т. н. «Трагическая», 1887), 9-я (т. н. «Готическая», 1894). Большинство симфоний перерабатывалось композитором, 9-я симфония не была закончена, 1-й предшествовали две симфонии, не исполненные при жизни композитора и не имеющие нумерации.
Для творчества Брукнера характерны этич. возвышенность, серьёзность и глубина намерений, здоровое жизнеощущение, теплота и искренность чувств. В симфониях композитор воплотил преклонение перед красотой и величием мироздания. Образы произв. Б. всегда конкретны, рождены впечатлениями реальной действительности. Мировоззрение Б. отличалось наивной религиозностью и пантеизмом. Иск-во Б. обращено к широкой аудитории, отсюда его эпический размах, крупные планы, «фресковость» письма. В музыке композитора воплощены противоречия эпохи. Они преломились в остроконфликтных образах ряда симф. аллегро, трагич. образах медленных частей, саркастич. скерцо последних симфоний. В скерцо симфоний также слышны интонации крестьянских песен, ритмы лендлеров, вальсов.
Стилистически музыка Брукнера лежит в русле позднего романтизма. Но, будучи современником Ф. Листа, И. Брамса, Р. Вагнера, Б. пошёл самостоятельным путём. Романтически возвышенный, гимнический, подчас экзальтированно приподнятый строй чувств Б. соединил с классич. принципами симф. формы. Он создал монументальный, эпически протяжённый четырёхчастный цикл, композиционные черты к-рого определяются целенаправленностью, постоянным возрастанием степени напряжённости. Для симфоний Б. характерны длительные волны нарастаний, постепенное накапливание динамики, приводящее к грандиозным кульминациям, после к-рых следует медленный, равномерный спад. Три из четырёх частей симфонии написаны обычно в насыщенной острыми конфликтами сонатной форме. Но пропорции и строение её по сравнению с классической нарушены. Основные темы разрастаются до трёх развёрнутых тематич. групп, причём особое значение приобретает заключит. партия; если у классиков она служит завершением экспозиции, то у Б. она самостоятельна и часто играет роль кульминации, после к-рой следует новая фаза развития. Наиболее органично муз. развитие в медленных частях. Обычно они построены на чередовании 2 тем. С каждым новым проведением темы усложняются, эмоциональная напряжённость всё более растёт, достигая вершины к концу части. Наиболее сложны по строению (как и по содержанию) финалы. При всём обилии тематич. материала и эпизодов, при кажущейся импровизационности изложения и здесь сохраняется сонатная схема.
Брукнеру был присущ большой дар мелодич. изобретения. Муз. ткань его сочинений полифонична (господствуют приёмы имитац. полифонии). Гармония отмечена завоеваниями позднего романтизма (сопоставление далёких тональностей и др.). Оркестровка оригинальна (оркестровые группы нередко трактуются как регистры органа).
Основные даты жизни и деятельности
1824 — 4 IX. В Ансфельдене в семье сельского учителя Антона Брукнера родился сын Йозеф Антон.
1834 — Первое сочинение — органная прелюдия. — Первый опыт работы в качестве церк. Органиста. — Занятия музыкой с отцом (игра на скр. и фп.) и двоюродным братом И. Б. Вейсом (уроки игры на органе, гармонии и полифонии).
1837 — Начало самостоятельной жизни. — Работа в качестве хорового певчего в монастыре Сан-Флориан. — Занятия игрой на органе у А. Каттингера и скрипке у Ф. Грубера.
1840-41 — Поездки в Линц на лекции по гармонии и генерал-басу теоретика И. А. Дюрнбергера.
1841 — Окончание курсов нар. учителей в Линце. — Получение должности помощника сельского учителя в дер. Виндхаг.
1843 — Перевод на работу в Кронсторф. — Создание ранних хоровых сочинений — Libera и Tantum ergo. — Занятия гармонией с органистом Энса Л. Ценетти.
1845 — Выдерживает с отличием экзамены на звание учителя. — Получает место учителя в Сан-Флориане.
1848-55 — Работа в качестве помощника органиста, а затем главного органиста Сан-Флориана. — Создание ряда крупных сочинений, в их числе: Реквием, две мессы, Missa solemnis, Магнификат и др. — Первая поездка в Вену. — Начало заочного обучения у видного теоретика С. Зехтера. — Победа Б. на конкурсе органистов в Линце (1853). — Работа в качестве органиста в Линцском соборе.
1858 — В вечерней «Венской газете» («Wiener Zeitung») напечатана первая статья о Б. как о выдающемся органисте и импровизаторе.
1861 — Экзамен в Венской консерватории и получение свидетельства о муз. образовании.
1861-63 — Занятия по композиции с О. Кицлером.
1863 — Первое знакомство с совр. музыкой (произв. Ф. Листа, Р. Вагнера). — Пост. в Линце оперы Вагнера «Тангейзер»; увлечение Вагнером, длившееся всю жизнь.
1864 — Исп. мессы No 1 в Линцском соборе. — Первая хвалебная рецензия о творчестве Б. в линцской газете.
1865-67 — Нервное перенапряжение с симптомами психич. заболевания.
1868 — Переезд в Вену. — Преподавание гармонии и контрапункта в Венской консерватории. — Исп. в Линце 1-й симфонии под управлением автора. — Хвалебная статья Э. Ганслика в «Wiener Zeitung» о творчестве Б.
1869 — Гастрольная поездка Б. в качестве органиста во Францию. — Триумфальный успех концерта Б. в Нотр-Дам (Париж).
1870 — Начало газетной травли со стороны Э. Ганслика и «брамсианцев».
1871 — Гастроли в Англии (Лондон). — Получение звания профессора Венской консерватории.
1873 — Исполнение 2-й симфонии в Вене под упр. автора.
1874 — Поездка в Байрёйт к Р. Вагнеру, посвящение ему 3-й симфонии.
1875 — Работа в Венском ун-те (лекции по гармонии и контрапункту).
1877 — Провал 3-й симфонии в Вене (исп. под упр. автора).
1881 — 1-е исп. 4-й симфонии в Вене (дирижёр Х. Рихтер).
1883 — 1-е исп. двух частей 6-й симфонии в Вене (дирижёр В. Ян).
1884 — 1-е исп. 7-й симфонии под упр. А. Никиша в Лейпциге с триумфальным успехом. — Запоздалое признание Б., интерес к его ранее написанным сочинениям.
1891 — Присуждение Б. степени доктора honoris causa Венским ун-том.
1887-94 — Работа над 9-й симфонией. — Тяжёлая болезнь (водянка).
1892 — Исп. 8-й симфонии в Вене (дирижёр Х. Рихтер).
1896 — 11 X. Смерть композитора.
Сочинения:
для солистов, хора и орк. — Реквием (d-moll, op. 22, 1848-49), Месса No 1 (d-moll, op. 70, 1864; 2-я ред. 1876), Месса No 2 (e-moll, op. 78, 1866, исп. 1869; новая ред. 1882), Месса No 3 (f-moll, op. 79, 1868, исп. 1872, Вена; 2-я ред. 1876), Missa solemnis (h-moll, op. 42, 1854), Te Deum (C-dur, op. 108, 1884, исп. 1885, Вена), 150-й псалом (op. 121, исп. 1892, Вена), Ave Maria (op. 48, 1856), Ave Maria (op. 52, 1861), Ave Maria (F-dur, op. 107, 1882), Магнификат (op. 34, 1852), Tantum ergo (D-dur, op. 7, 1843), 5 tantum ergo (op. 15, ок. 1846), Tantum ergo (A-dur, op. 25, ок. 1848), Tantum ergo (h-moll, op. 39, 1854), Germanenzug (op. 65, сл. Я. А. Зильберштейна, исп. 1863), Das Hohe Lied (op. 97, 1876), Träumen und Wachen (op. 118, 1890), Helgoland (op. 122, 1893, сл. Зильберштейна); для орк. — увертюра (g-moll, op. 62, 1863); симфония (f-moll, 1863), симфония (d-moll, No 0, op. 67, Die Nullte, 1863-1869); симфонии: No 1 (c-moll, op. 77, 1865-66; 2-я ред. 1891), No 2 (c-moll, op. 93, 1871-72; 2-я и 3-я ред. 1876 и 1877, изд. 1895), No 3 (d-moll, op. 94 Richard Wagner, 1873; 2-я ред. 1877; 3-я ред. 1889), No 4 (Es-dur, «Романтическая», 1874; 2-я ред. 1878-1880), No 5 (B-dur, op. 96, 1875-77; 2-я ред. 1878, исп. 1894), No 6 (A-dur, op. 105, 1879-81, исп. 1899, Вена), No 7 (Е-dur, op. 109, 1881-83, исп. 1884), No 8 (с-moll, op. 117, 1884-87; 2-я ред. 1888-1890, исп. 1892), No 9 («Au bon Dieu», d-moll, 1894, не оконч., исп. 1903); камерно-инстр. произв. — струнный квинтет (F-dur, оp. 102, 1879).
Литература: Раппопорт Л., Антон Брукнер, M., 1963 и др.
Л. Г. Раппопорт
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.