О Кончаловском забыли...

Удивительно, но факт: из всех телеканалов — богатых и бедных, метровых и дециметровых — только «Культура» не забыла, что выдающемуся российскому режиссеру и сценаристу Андрею Кончаловскому 20 августа исполняется 70 лет, и в связи с этим подготовила мини-ретроспективу его фильмов. Открывает ее психологическая драма «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» («Культура», 20 августа, 23.50. «Мосфильм», 1966) — пожалуй, вершина творчества юбиляра. У этой ленты, как и у ее героев, тяжелая судьба: она была фактически запрещена и стала доступной для широкой публики лишь в 1987 году. Талантливая, новаторская, высокохудожественная, публицистически острая, обнаженно правдиво повествующая о жизни русской деревни, а по большому счету — о России, она вызвала восторг у кинематографистов и тех немногих зрителей, которым удалось ее посмотреть, и активное неприятие у идеологически зашоренных киночиновников. Картина снята в подчеркнуто документальной черно-белой стилистике. В центре сюжета деревенская хромоножка Ася Клячина (одна из лучших ролей в кино Ии Саввиной). Она любит нагловатого и непутевого «первого парня на селе» Степана (в этой роли снялся кинорежиссер Александр Сурин), беременна от него, а он к ней почти равнодушен. В Асю, в свою очередь, влюблен и готов на ней жениться горожанин-вдовец Чиркунов (его сыграл электромонтер из Владимира Геннадий Егорычев), но она его отвергает... Картина изысканно снята. Жители села Безводное Горьковской области принесли в фильм не просто типажи — свои судьбы, бездну горечи, тоски и... высокой надежды. Фильм начисто лишен этнографического любопытства, не замаран натуралистическим свинством. Кончаловский проявляет абсолютное чувство меры и такта.

В рамках мини-ретроспективы Андрея Кончаловского смотрите также экранизацию одноименного романа И.С.Тургенева «Дворянское гнездо» («Культура», 21 августа, 23.50. «Мосфильм», 1969. В ролях: Ирина Купченко, Леонид Кулагин, Беата Тышкевич, Василий Меркурьев, Николай Губенко) и музыкальную кинопоэму «Романс о влюбленных» («Культура», 22 августа, 23.50. «Мосфильм», 1974. В ролях: Евгений Киндинов, Елена Коренева, Ирина Купченко, Екатерина Мазурова, Николай Гринько, Иннокентий Смоктуновский).

В отличие от предыдущей недели мы получили возможность посмотреть несколько относительно новых и качественных фильмов. В ночь на понедельник сразу два канала устроили телепремьеру психологического детективного триллера «Где скрывается правда» («Первый канал», 26 августа, 1.20. СТС, 26 августа, 3.30. США, 2005) — самого коммерческого фильма одного из видных представителей артхаусного кино Атома Эгояна («Арарат», «Путешествие Фелиции», «Славное будущее», «Экзотика»). Именно этого он и добивался. Как отмечал сам режиссер, «для зрителя фильм будет неплохим костюмированным детективом с открытым финалом, потому что у каждого посмотревшего появится собственная версия, кто же все-таки убил несчастную и засунул в сундук с лобстерами». Сюжетную канву картины (в ее основу лег бестселлер, который сочинил успешный бродвейский композитор Руперт Холмс) составило детективное расследование смерти девушки в гостиничном номере поп-звезд 50-х Ленни Морриса (Кевин Бейкон) и Винса Коллинза (Колин Ферт). Именно эта загадочная смерть стала причиной распада их знаменитого комического дуэта. В 70-е настырная журналистка (Элисон Ломан), услышав про убийство, произошедшее двадцать лет назад, решила докопаться до истины и написать об этом книгу. Договор с издательством помог ей поочередно выйти на Морриса и Коллинза (им совсем не помешал бы гонорар за сотрудничество), и она попыталась их «раскрутить»... Однако не детективная интрига главное и самое интересное в этой картине, а особая, загадочная и интригующая «дэвидлинчевская» атмосфера, пронизанная ностальгией как по 50-м, так и по 70-м годам, психологическая вязь характеров, которую в сотворчестве с режиссером плетут актеры — все трое исполнителей главных ролей играют здорово.

«Эрос» (НТВ, 22 августа, 2.20. США, 2004. Режиссеры: Микеланджело Антониони, Стивен Содерберг, Вонг Кар-вай. В ролях: Роберт Дауни-мл., Гун Ли, Алан Аркин, Кристофер Бухольц, Луиза Раньери) — как несложно понять из названия, фильм о любви и сексе. Три режиссера с мировым именем и со своим видением мира сделали по этюду в присущей им стилистике, и при всем различии этих этюдов по всем компонентам они складываются в по-своему целостную и довольно любопытную картину. Вонг Кар-вай привычно плетет изысканные «восточные кружева»: в 60-е годы в шикарную гонконгскую проститутку (Гун Ли) влюбляется молодой портной и свои тайные чувства в течение многих лет выражает в одежде, которую шьет для нее. Легендарный Микеланджело Антониони, который два десятилетия был парализован и общался с окружающим миром посредством жены, помещает в божественный итальянский ландшафт двух сексапильных девиц. Насладившись близостью с мужчиной, они раздеваются и неожиданно для самих себя начинают любоваться друг другом. Стивен Содерберг, один из продюсеров киноальманаха, снял, пожалуй, самую интересную новеллу. Она черно-белая, поскольку, как считает режиссер, «черно-белое кино более сексуально». В течение получаса беседуют некий рекламный агент (Роберт Дауни-мл.) и психотерапевт (Алан Аркин). Агент рассказывает о преследующем его эротическом сне, психотерапевт слушает и... пускает самолетики из окна небоскреба. Содерберг уверяет, что и не стремился как режиссер сделать что-то очень серьезное: «Моя новелла — это мягкая прокладка между двумя другими, а я — посредник между авторскими мирами Кар-вая и Антониони». И еще он считает, что все новеллы «можно смотреть, отключив звук, особенно новеллу Антониони».

И третья (после «Покажи мне любовь» и «Вместе») картина шведского режиссера и сценариста Лукаса Мудиссона «Лиля навсегда» (ТВ3, 26 августа, 21.00. Швеция — Дания, 2002. В ролях: Оксана Акиньшина, Артем Богучарский, Павел Пономарев, Любовь Агапова, Лилия Шинкарева, Элина Бененсон, Томас Нойманн) стала событием. Для нас она особенно интересна тем, что ее действие процентов на 90 происходит в России и речь в ней идет о наших соотечественниках. Это жесткий, жестокий, страшный фильм. Наверное, кто-то увидит в нем обыкновенную «чернуху», от которой российский кинематограф в последние годы вроде бы отошел. Но «чернуха» — это смакование страшного, а Мудиссон снимал трагедию. Он с большой симпатией вглядывается в 16-летнюю Лилю (блеснувшая в режиссерском дебюте Сергея Бодрова-младшего «Сестры» Оксана Акиньшина доказала, что она не просто талантливая девочка, а настоящая актриса). Ее мать попросту бросила ее и уехала в Америку с новым любовником, а Лиля все ждет и ждет, когда ей пришлют обещанное приглашение. У нее нет денег, ее изгнала из ее собственной квартиры злобная родственница. У нее есть лишь один друг — 11-летний Володя — такой же обездоленный, как и она. И вот однажды в ее жизни появился проблеск надежды: она влюбилась в богатого и симпатичного парня, который стал уговаривать ее поехать вместе с ним в Швецию...

Геннадий Белостоцкий

реклама