Die Erwählung eines Kapellmeisters
Йозеф Гайдн – один из венских классиков, прославившийся как «отец симфонии» – был еще и оперным композитором, и весьма плодовитым. Его перу принадлежит более двух десятков опер, и, хотя они не настолько известны ныне, как симфонии Гайдна или оперы его младшего современника Вольфганга Амадея Моцарта, все же время от времени их можно увидеть на сцене. Более того, оперные театры иногда обращаются к произведениям Гайдна, которые формально не принадлежат к числу опер, но их особенности вполне допускают не только концертное исполнение, но и сценическую интерпретацию. Такова кантата «Избрание капельмейстера».
Это сочинение для хора, солистов и оркестра Гайдн написал в 1796 г. Он был к тому времени уже далеко не молодым человеком и очень опытным композитором и капельмейстером. В таком качестве он служил много лет – у графа Карла фон Морцина, князей Эстерхази (сначала Павла Антона, затем Миклоша). Он прекрасно знал и все тонкости работы капельмейстера, и превратности судьбы, связанные с этой должностью (так, со смертью князя Миклоша Эстерхази он лишился работы, поскольку его наследник не принадлежал к числу ценителей музыкального искусства и оркестр содержать не собирался). В 1796 г. – на момент создания кантаты – он вновь служил капельмейстером у представителя этого аристократического семейства. Имея столь богатый жизненный и профессиональный опыт, Гайдн имел полное право поиронизировать.
Сюжет кантаты, состоящей из десяти номеров, вращается вокруг вечного вопроса – кому быть капельмейстером? Решают этот вопрос античные боги – кому же еще можно доверить столь серьезную проблему! Примечателен состав «комиссии»: если участие Минервы – богини мудрости – и Аполлона не вызывает сомнений, то совершенно непонятно, что тут делает бог-кузнец Гефест… Впрочем, в реальной жизни проблемами искусства тоже сплошь и рядом занимаются люди, не понимающие в нем решительно ничего (что не мешает им занимать высокие должности «на Олимпе»). Еще один участник – Бахус, бог вина (очевидно, связь искусства с не вполне трезвым весельем сомнению не подвергается). Каждый из персонажей наделен остроумной характеристикой. Афина – сопрано – исполняет развернутую (и весьма серьезную) арию, партия прекрасного Аполлона поручена меццо-сопрано, Бахус – тенор – увлеченно демонстрирует блестящие фиоритуры, а Гефест – бас – в своих речитативах выглядит совершенно беззаботным.
Первое исполнение кантаты состоялось в узком кругу друзей Гайдна. Впоследствии долгое время считалось, что партитура ее утрачена безвозвратно, но в конечном итоге она была обнаружена в Будапеште, в архиве Национальной библиотеки.
В СССР произведение впервые было исполнено в 1980 г. в Большом театре оперы и балета Белоруссии. В 1981 г. дирижер Геннадий Николаевич Рождественский осуществил ее запись. Позднее произведение ставилось как спектакль в театре «Санкт-Петербургъ опера», а также в Самарском театре оперы и балета, в репертуар которого входит и ныне.