«Приключения лисички-плутовки», часто «Лисичка-плутовка» (чеш. Příhody lišky Bystroušky) — опера Леоша Яначека в 3 действиях, либретто автора по одноименной повести Р. Тесноглидека.
Премьера: Брно, 6 ноября 1924 г.
В сказочной повести, положенной в основу либретто, раскрыта внутренняя связь жизни людей и обитателей леса.
Лесничий встречает маленькую игривую Лисичку и уносит ее домой. Зверек, помещенный в конуру, тоскует по лесу, грызет веревку, царапает ребят. Тщетно пытается подросшая в неволе Лисичка поднять восстание среди кур. Ей все же удается перегрызть веревку и удрать в лес. Она встречается в лесу с Лисом. Бор торжественно празднует их свадьбу. Но Лисичку подстерегает беда, браконьер Хариста убивает ее. Снова приходит в лес Лесничий и встречает Лисичку, как две капли воды похожую на убитую. Жизнь продолжается вечно.
Комические персонажи человеческого мира находят параллель в образах мира лесного: так, у пастора есть двойник — барсук, у учителя — комар, у лесничихи — сова. Смешные свойства людей раскрываются в их звериных подобиях. Но Яначек менее всего собирался уподоблять людей животным. Он создал произведение необычайной поэтической силы, подлинный гимн природе. Это не романтическое, фантастически-сказочное или символистское ее видение. Опера столь же далека от мендельсоновского «Сна в летнюю ночь», как и от «Потонувшего колокола» Гауптмана или «Шантеклера» Ростана. «Лисичка» — своеобразная оптимистическая параллель к пьесе братьев Чапек «Из жизни насекомых».
Властью гения композитор запечатлел в симфонических эпизодах образы природы, вернее, ее непрерывно текущую жизнь. Он воссоздал ее с такой же правдивостью, как жизнь человека, интонации речи в предшествующих операх. Эта, может быть, самая лучшая, самая вдохновенная опера Яначека вопреки гибели главной героини полна могучего оптимизма, неиссякаемой жизненной силы.
А. Гозенпуд