Богуслав Мартину. Концерт для гобоя с оркестром

Композитор
Год создания
1955
Жанр
Страна
Чехия
Богуслав Мартину / Bohuslav Martinů

Концерт для гобоя с оркестром — сочинение чешского композитора Богуслава Мартину (1955).

В середине 1950-х гг. Богуслав Мартину создал три инструментальных концерта – два фортепианных (Четвертый и Пятый), а также Концерт для гобоя с оркестром. Создание последнего было связано с просьбой его соотечественника Йиржи Танцибудека. В судьбе этого музыканта и Богуслава Мартину можно усмотреть нечто общее: оба родились в Чехословакии, работали в Чешской филармонии (правда, никогда не встречались – ведь Танцибудек работал там на три десятилетия позднее Мартину). У обоих большая часть творческой жизни прошла за пределами родной страны, но при этом имя Танцибудека, как и имя Богуслава Мартину, неизменно ассоциировалось с Чехией, и в Австралии, где жил и работал гобоист, его просили исполнять как можно больше произведений чешских композиторов. По этой причине он и обратился к Богуславу Мартину с просьбой о создании Концерта для гобоя с оркестром. Это произошло в начале 1950-х гг., но композитор в то время не дал согласия, однако в 1954 г. он сообщил гобоисту о своем намерении создать Концерт для гобоя и попросил Танцибудека стать его первым исполнителем.

Создавая произведение для конкретного музыканта, Мартину стремился учесть его индивидуальные особенности: «Я хочу, чтобы это был действительно Ваш концерт», – писал он Танцибудеку. Позднее гобоист рассказывал о десятках писем, полученных им от композитора в период работы над Концертом. В одном из них Мартину попросил его прислать несколько виртуозных отрывков из различных произведений для гобоя. Музыкант исполнил его просьбу – отправил ноты в Ниццу, но Мартину их так и не получил (как предполагал Танцибудек, слишком толстое письмо стало непреодолимым искушением для почтовых работников), поэтому он ограничился изучением произведений, которые создал французский композитор Эжен Бозза.

В Концерте, как и во многих других сочинениях Мартину, чешские интонационные истоки соединяются с неоклассичекими принципами построения формы. Опора на классические традиции позволяет провести параллели с инструментальными концертами Иоганнеса Брамса, Антонина Дворжака, но некоторые эпизоды напоминают скрипичные и даже органные произведения Иоганна Себастьяна Баха. Гобой в интерпретации Мартину является преимущественно лирическим инструментом, не случайно во многих симфонических произведениях композитора именно он излагает самые проникновенные мелодии. В этом сочинении такая трактовка инструмента сохраняется, но специфика жанра потребовала включения в партию гобоя виртуозных эпизодов.

Первая часть – Moderato – являет собой пример идиллической пасторальной лирики. Ее лирический характер подчеркнут признаками импровизационной прелюдийности. Наиболее многогранна по образному содержанию вторая часть – Poco allegro. Торжественная хоральность сочетается в ней с патетикой. В протяженных мелодиях широкого дыхания преломляются черты чешского песенного фольклора. Третья часть – Poco allegro – в наибольшей степени насыщена виртуозными приемами. В финале господствует народно-жанровая танцевальная стихия.

Как и предполагалось при создании произведения, Йиржи Танцибудек стал первым исполнителем Концерт для гобоя с оркестром, созданного по его просьбе и посвященного ему. Музыкант впервые представил произведение публике в 1956 г. в австралийской столице с Сиднейским симфоническим оркестром (дирижировал Ханс Шмидт-Иссерштедт), концерт был приурочен к торжествам, посвященным открытию Олимпийских игр в Мельбурне.

Нельзя сказать, что творение Богуслава Мартину в полной мере удовлетворило Йиржи Танцибудека – он считал его не настолько «благодарным» материалом для солиста, как, например, гобойные концерты Рихарда Штрауса или Вольфганга Амадея Моцарта. Кроме того, исполнителю казалось, что музыкальный материал недостаточно развит, что первая часть слишком коротка (по признанию музыканта, каждый раз, играя Концерт, он испытывал желание завершить первую часть «не так резко»). И всё же в целом Танцибудек был доволен произведением, отмечая его оригинальность и свежесть, красоту мелодий. После мировой премьеры в Австралии он не раз исполнял сочинение Мартину в разных странах – так, в 1958 г. он исполнил Концерт в Лондоне, Гамбурге, Вене и Ванкувере. В том же году, встретившись с Мартину в Базеле, он по просьбе композитора редактировал Концерт. Мартину согласился исключить вторую каденцию в третьей части и намеревался внести еще несколько изменений, но из-за проблем со здоровьем так и не сделал этого.

С согласия автора Танцибудек сохранил у себя рукопись Концерта. Сопоставляя ее с изданием, осуществленным после смерти Мартину, он обнаружил несколько расхождений и совместно с французским гобоистом Морисом Бургом подготовил новое издание.

На родине композитора Концерт впервые прозвучал в 1960 г., солировал чешский гобоист Франтишек Хантак.

реклама

вам может быть интересно

Словарные статьи

Гобой 12.01.2011 в 23:55

рекомендуем

смотрите также

Реклама