John Cranko
Английский артист балета и балетмейстер неоклассического направления. Родился в ЮАР. Учился танцу в Кейптауне в балетной школе при университете, затем в 1946 году в «Sadler’s Wells Balle» в Лондоне. Поставил балет «История солдата» на музыку Стравинского (1944). В 1947 переехал в Лондон, поставил балет по музыкальному циклу Дебюсси «Детский уголок». Ставил в Опера Гарнье, миланском театре Ла Скала. С 1961 руководил Штутгартским балетом. Кранко создал интересный и разнообразный репертуар. Среди его постановок — оригинальные редакции балетов классического наследия («Лебединое озеро», «Щелкунчик»), балеты «Дафнис и Хлоя» (1962), «Ромео и Джульетта» (1962), «Игра в карты» (1965); «Онегин» на музыку Чайковского в аранжировке Штольце (1965), «Укрощение строптивой» на музыку Скарлатти в аранжировке Штольце (1969), «Туманы» на музыку Дебюсси (1970), «Поэма экстаза» на музыку Скрябина (1970), «Инициалы Р. Б. М. Е. » на музыку 2-го концерта для фортепиано с оркестром Брамса (1972), «Следы» на музыку Малера (1973). Скончался во время гастрольного турне. Похоронен в Штутгарте. Среди его учеников — Джон Ноймайер, Уильям Форсайт и Иржи Килиан.
Творчество Джона Кранко стало знаковым для балета ХХ века, выявив новое направление и сформировав не только труппу, но и идейную линию для дальнейшего развития западной хореографии. В середине ХХ века происходит заметное снижение интереса европейских постановщиков к полнометражным сюжетным балетам. Успешное хореографическое воплощение Кранко литературных сюжетов не только возродило этот жанр, но и повело за собой целую плеяду единомышленников, определив пути развития западноевропейского балетного искусства.
Джон Кранко – хореограф, которому удалось посредством развития своего авторского театра прийти к квинтэссенции творчества, выраженной в трилогии полнометражных сюжетных спектаклей. Формирование его как балетмейстера проходило в тот период, когда переболевшая войной Европа особенно нуждалась в постановках не только сюжетных, но и насыщенных психологическим драматизмом.
Джон Кранко поступил в труппу (тогда еще «Сэдлэрс Уэллс» балета) как раз в то время, когда она была включена в состав Королевского оперного театра «Ковент-Гарден». Заказы на постановки спектаклей будущий хореограф начинает получать уже в 23 года, став (по приглашению Н. де Валуа) хореографом балета «Сэдлэрс Уэллс». Конечно, Кранко еще далек от литературных балетов, но всё, что он делает, имеет сюжетную основу.
Определенным итогом данного этапа творчества Кранко стало создание балета «Принц Пагод», осуществленное по приглашению Николая Березова на сцене Штутгартского театра в 1960 году. Музыка была написана Бенджамином Бриттеном специально для хореографа. После такой работы Кранко становится ясно, что на английских сценах ему не проявить себя в тени сэра Аштона, да к тому же и в постоянном соревновании с Кеннетом МакМилланом. И он принимает поступившее вскоре приглашение о руководстве Штутгартским балетом.
На протяжении долгих лет Кранко терпеливо работал с балетной труппой. То, что успех придет не сразу, было понятно, так как Джон работал без лишней спешки. Органично и планомерно он развивал балет в Штутгарте, создавая свой авторский театр. Кранко, имеющему английскую школу и основывающемуся в хореографической лексике на академических традициях Великобритании, были необходимы артисты, способные реализовать его замыслы. Первым условием при принятии должности руководителя труппы он поставил необходимость приглашения артистов по своему выбору. В результате балетмейстер открыл ярких танцовщиков и дал им возможность раскрыть себя. Благодаря ему засияли имена Ричарда Крэгана и Марсии Хайде, по сей день являющейся визитной карточкой Штутгартского балета.
Кранко никогда не уставал делиться идеями с молодым поколением. Уже с первых лет своей работы в Штутгарте Джон организовывал специальные матине (просмотры), где молодые танцовщики могли показать собственные хореографические опыты. Он анализировал труды своих подопечных, но не пытался на них «давить», поэтому среди тех, кого он выдвинул, оказались хореографы самых разных направлений. Это и Уильям Форсайт, и Иржи Килиан, и «наследник» Кранко «по прямой» – живой классик Джон Ноймайер.
Признание публики и критики было завоевано хореографом и его труппой благодаря спектаклю «Ромео и Джульетта», премьера которого состоялась 2 декабря 1962 года. В этой постановке впервые полностью раскрылись собственные способности балетмейстера, особенно талант рассказчика и легкость кажущейся импровизации, непреднамеренно ведущей к танцу. Своей версией «Ромео и Джульетты» Кранко утвердил существование такого жанра, как многоактный сюжетный балет на весь вечер, который явился немецким вариантом драмбалета.
Здесь важно понять, что так называемый европейский драмбалет имеет облегченную по сравнению с советским форму. Ведь каждый полюбившийся балетмейстеру литературный первоисточник мог стать основой для спектакля в Европе. Хореографы же, работавшие в те годы в СССР, были в своем выборе сильно ограничены – допустимыми считались лишь сюжеты, которые могли соответствовать официальным требованиям о реалистичности искусства. А европейский театр, наоборот, такие сюжеты обходил стороной, особенно после войны, когда театру хотелось поскорее углубиться в большую литературу. Поэтому европейской классикой стала трилогия полнометражных сюжетных спектаклей Кранко, в которую входят «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, «Онегин» на музыку П. И. Чайковского и «Укрощение строптивой» на музыку Д. Скарлатти в обработке К. Х. Штольце.
Еще одной особенностью европейского варианта драмбалета можно назвать необыкновенную красоту спектаклей, которая создавалась соразмерно с техническими возможностями небольших сцен. Детальная достоверность и величественная красота советских спектаклей должны были заменяться оправданным минимализмом и практичностью, соответствующим при этом замыслу полнометражного спектакля. При подобных задачах выбор фигуры художника-постановщика являлся ключевым, и Джон Кранко в нем не ошибся. Рядом с хореографом работал профессиональный театральный художник Юрген Розе, обладавший совершенно особым видением пропорциональных сочетаний, столь важным для балетного жанра.
Одним из значительнейших успехов Джона Кранко на поприще создания многоактных сюжетных балетов стал спектакль «Онегин», премьера которого состоялась в 1965 году. Шедевром балет «Онегин» в хореографии Джона Кранко был признан не сразу. Сегодня же по прошествии полувека этот спектакль стал классикой западной хореографии ХХ века. Ведь классика бывает разной: одни произведения насчитывают века истории, другие – пару десятилетий. Именно такими и являются балеты Джона Кранко.
Дарья Хохлова