Dang Thai Son
Триумфальная победа этого пианиста на юбилейном Шопеновском конкурсе в Варшаве в 1980 году стала одновременно и подтверждением высокого уровня советской фортепианной школы, и, можно сказать, исторической вехой в летописи культурной жизни его родного Вьетнама. Впервые представитель этой страны завоевал первую премию на соревновании столь высокого ранга.
Талант вьетнамского мальчика открыл советский педагог, профессор Горьковской консерватории И. И. Кац, проводивший в середине 70-х годов семинар для пианистов-аспирантов Ханойской консерватории. К нему и привела юношу мать - известная пианистка Тхай Тхи Лиен, учившая сына с 5 лет. Опытный профессор принял его в свой класс в порядке исключения: возраст его был далек от аспирантского, но одаренность не вызывала сомнений.
Позади были трудные годы учебы в Музыкальном училище при Ханойской консерватории. Долгое время приходилось заниматься в эвакуации, в селе Суан Фу (под Ханоем); уроки шли в классах-землянках, крытых соломой, под грохот американских самолетов и разрывы бомб. После 1973 года консерватория вернулась в столицу, и в 1976 году Шон окончил курс, сыграв на дипломном отчете Второй концерт Рахманинова. А затем, по совету И. Каца, его направили в Московскую консерваторию. Здесь, в классе профессора В. А. Натансона, вьетнамский пианист быстро совершенствовался и с увлечением готовился к Шопеновскому конкурсу. Но все же он ехал в Варшаву без особых амбиций, зная, что среди почти полутораста соперников многие обладали куда большим опытом.
Случилось так, что Данг Тхай Шон покорил всех, завоевав не только главный приз, но и все дополнительные. Газеты называли его феноменальным талантом. Один из польских критиков констатировал: "Он любуется звучанием каждой фразы, бережно доносит до слушателей каждый звук и не столько играет, сколько поет ноты. По природе он лирик, но ему доступен и драматизм; хотя он предпочитает интимную сферу переживаний, но не чужд и виртуозной эффектности. Словом, он обладает всем, что необходимо большому пианисту: пальцевой техникой, скоростью, интеллектуальным самоконтролем, искренностью чувства и артистизмом".
За срок, прошедший с осени 1980 года, артистическая биография Данг Тхай Шона пополнилась многими событиями. Он окончил консерваторию, много концертировал (лишь в 1981 году выступал в ФРГ, Польше, Японии, Франции, ЧССР и неоднократно в СССР), значительно расширил свой репертуар. Зрелый не по годам, он по-прежнему поражает свежестью и поэтичностью игры, обаянием артистической личности. Как и другим лучшим пианистам Азии, ему свойственны особая гибкость и мягкость звука, своеобразие кантилены, тонкость красочной палитры. Вместе с тем в его игре нет и тени сентиментальности, салонности, экстравагантности, подчас ощутимых, скажем, у его японских коллег. Чувство формы, редкая "гомогенность" фортепианной фактуры, при которой музыку невозможно разделить на отдельные элементы, также относятся к числу достоинств его игры. Все это предвещает артисту новые художественные открытия.
В настоящее время Данг Тхай Шон живёт в Канаде. Он преподает в Монреальском университете. С 1987 года является также профессором музыкального колледжа "Кунитачи" в Токио.
Записи пианиста изданы фирмами Мелодия, Deutsche Grammophon, Polskie Nagranja, CBS, Sony, Victor и Analekta.
Григорьев Л., Платек Я., 1990