«Блестящий музыкальный фельетонист, сатирик-буфф», – так музыковед Иван Иванович Соллертинский охарактеризовал Жака Оффенбаха. В созданном им музыкальном жанре оперетты осмеянию могло подвергнуться решительно все, включая даже саму музыку – точнее, те ее проявления, которые пользовались особой любовью современников. Именно так произошло в оперетте «Господин Шуфлери остается дома» (фр. Monsieur Choufleuri restera chez lui le...), известной также под иным заглавием – «Званый ужин с итальянцами».
Инициатором создания оперетты был герцог Шарль де Морни. Этот высокопоставленный государственный деятель, единоутробный брат императора Наполеона III, участник важных политических событий эпохи не чуждался искусства, создавая и литературные, и музыкальные произведения под псевдонимом Сан-Реми. Вскоре после премьеры оперетты «Дафнис и Хлоя», состоявшейся в 1860 г., Оффенбах передал Людовику Галеви – известному либреттисту, с которым композитор не раз сотрудничал – просьбу Морни о личной встрече. Герцог выразил желание написать либретто оперетты в соавторстве с Галеви. Наряду с ними в работе над либретто участвовали еще два драматурга – Гектор Кремьё (один из авторов либретто «Орфея в аду») и Эрнест л’Эпин, создавший несколько пьес в соавторстве с Альфонсом Доде.
Результатом совместного труда четырех либреттистов стала комедия, сатирический заряд которой прекрасно понимали современники. Герой оперетты «Господин Шуфлери остается дома» – торговец обувью господин Шуфлёри. Это типичный буржуа – гордый своим богатством, не отличающийся изяществом вкуса, но желающий прослыть утонченным эстетом. Он и слышать не желает о браке своей дочери Эрнестины с бедным музыкантом Бонифасом, в которого девушка влюблена – господин Шуфлёри уверен, что найдет для нее более достойного жениха. С этой целью он устраивает званый ужин, главным «блюдом» которого должно стать выступление итальянских артистов. Хозяин не поскупился, желая удивить гостей – им приглашены самые знаменитые певцы своего времени: Джованни Батиста Рубини, Антонио Тамбурини, Генриетта Зонтаг. Выступление таких «звезд» украсило бы любой вечер, но внезапно выясняется, что артисты не приедут… как господину Шуфлёри пережить такой позор? Выход находят Эрнестина и Бонифас: изобразить артистов могут они сами! Эрнестина исполнит колоратурные арии под видом Генриетты Зонтаг, Бонифас представит теноровый репертуар от имени Рубини, а роль баса достается самому организатору званого ужина. Возможно, истинных знатоков и ценителей оперного искусства не удалось бы впечатлить таким «концертом», но на званом ужине господина Шуфлёри собралась публика, достойная хозяина – богатая, но не самая утонченная, и выступление «итальянцев» прошло с большим успехом. Но теперь у Шуфлёри и Бонифаса есть общая тайна, разглашение которой нанесет непоправимый ущерб репутации добропорядочного торговца – и ему приходится не только согласиться на брак Эрнестины с Бонифасом, но и выдать пятьдесят тысяч франков в качестве приданого.
Оперетта «Господин Шуфлери остается дома» была впервые представлена в мае 1861 г. в Законодательном собрании для избранной высокопоставленной публики. В сентябре того же года состоялась премьера в театре «Буфф-Паризьен». Обе премьеры имели большой успех. Разумеется, самым эффектным моментом оперетты стало выступление «итальянских артистов». Соответственно сюжету, Оффенбах создал музыку в стиле итальянского бельканто и при этом не поскупился на колоратуры, способные сделать честь любому певцу.
Первую постановку оперетты в России осуществило французское отделение Петербургской императорской труппы, партию Эрнестины блестяще исполнила Огюстина Девериа. В 1868 г. «Господин Шуфлери остается дома» был поставлен русским отделением труппы в бенефис актера Александра Александровича Нильского. Этот спектакль сыграл важную роль в творческой судьбе другого русского артиста – Ипполита Ивановича Монахова, до той поры малоизвестного и принятого в театр только благодаря настойчивым просьбам друзей. Его участие в спектакле определил счастливый случай: предполагаемый исполнитель роли Бонифаса (в этой постановке – Канифаса) – по словам Нильского, «единственный актер, годный для оперетки» – внезапно отказался играть, спектакль был под угрозой срыва, но кто-то порекомендовал Нильскому Монахова. Тот прекрасно справился с ролью, и с этого спектакля началась его успешная исполнительская карьера.
Оперетта «Господин Шуфлери остается дома» не уступает в популярности многим другим произведениям Оффенбаха. Иногда в сцену выступления «итальянцев» вносятся изменения, упрощающие вокальные партии, но в тех театрах, где решаются исполнять эту сцену в авторской версии – со всеми вокальными сложностями – она неизменно вызывает самые горячие восторги публики.