В камерно-инструментальном творчестве Александра Алябьева главное место занимают струнные квартеты. Над сочинениями в этом жанре композитор работал в разные годы, и точно неизвестно, сколько струнных квартетов он создал, поскольку от большинства из них сохранились лишь эскизы. В законченном виде до нас дошли два произведения, одно из которых создано в 1815 г., а другое – в 1825 г.
Квартет № 1 ми-бемоль мажор является одним из наиболее ранних сохранившихся сочинений Алябьева. 1815 г. – это дата, указанная самим композитором, однако некоторые черты рукописи окончательной редакции квартета (в частности, почерк и манера записи нот) заставляют музыковедов предполагать, что она относится к более позднему периоду – к сороковым годам. Очевидно, создав Квартет в молодости, композитор впоследствии переработал его, но внесенные в партитуру изменения не были радикальными, по этой причине Алябьев не изменил даты создания Квартета и определил его как Первый.
В этом раннем произведении проявилось влияние квартетного творчества Моцарта, но присутствуют и индивидуальные черты, выразившиеся, в частности, в необычной трактовке цикла. Отличительная особенность Струнного квартета № 1 – наличие двух медленных частей. Четвертая часть состоит из двух разделов – медленного Andante sostenuto и быстрого, собственно финала – Finale. Allegro vivace, причем первый раздел развит настолько, что рассматривать его как медленное вступление к быстрому финалу нельзя, он приобретает самостоятельное значение.
Противопоставление этих разделов подчеркнуто тональным соотношением: ми-бемоль минор – ми-бемоль мажор. Таким образом, принцип чередования быстрых и медленных частей оказывается усиленным. Первая часть – Allegro spirito – и быстрый раздел финала достаточно велики по объему, третья часть – Menuetto. Allegro – менее масштабна и воспринимается как своеобразная интермедия, но эти части объединяет светлое, радостное настроение. Им противопоставляются суровые, скорбные медленные части – вторая Adagio и медленный раздел четвертой части. Особое очарование придают Квартету русские романсовые интонации, проникающие в его музыкальную ткань и органично сочетающиеся с классическими интонациями.
Другой полностью сохранившийся квартет обозначен композитором как Третий (следовательно, существовал и Второй, но он, к сожалению, не сохранился). Судя по дате создания, указанной автором, на момент написания Квартета № 3 Алябьев находился в тюрьме. Композитор посвятил это сочинение Фридриху Шольцу – известному в ту эпоху композитору и дирижеру, с которым сотрудничал при создании некоторых своих сценических произведений.
Струнный квартет № 3 интересен сочетанием широкой песенности и многоголосной фактуры, остротой хроматических модуляций. Произведение представляет собой четырехчастный цикл. Первая часть – Allegro, вторая – Menuetto. Allegro, третья – Adagio, четвертая – Finale. Allegro. Тематизм первой части весьма содержателен и ярок, сопоставление противоположных начал предоставляет простор для широкого развития. Таким же драматизмом отличается и финал. Менуэт – как в Первом квартете – носит интермедийный характер, его средний раздел отмечен острым синкопированным ритмом.
При всей интенсивности и выразительности интонационного развития в сонатном allegro и финале, кульминацией Квартета становятся не они, а медленная часть. Ее основная тема – мелодия самого популярного сочинения Алябьева, которое известно даже очень далеким от музыки людям: речь идет о знаменитом романсе «Соловей». Использование его в квартете проливает свет на время создания. Назывались две даты – 1820 г. (со слов современника, композитора Николая Алексеевича Титова) и 1827 г. (год первой публикации и первого публичного исполнения). Появление мелодии романса в Струнном квартете, созданном в 1825 г., заставляет отдать предпочтение первой дате.
Последнее известное сочинение Алябьева в жанре струнного квартета относится к 1842 г. По неизвестным причинам композитор бросил работу над этим сочинением, не завершив даже первую часть, только наметив контуры разработки и окончания. Экспозиция примечательна проведением побочной партии непосредственно после главной.
Говоря о квартетном творчестве Алябьева, необходимо упомянуть еще об одном произведении. В области камерно-инструментальной музыки композиторы не всегда обращались к классическим составам – тем более что применительно к духовым инструментам таких традиционных составов и не сложилось, поэтому каждый композитор, обращаясь к духовым, выстраивает исполнительский состав оригинально, по своему усмотрению. Алябьев создал квартет для четырех флейт. К сожалению, полностью написана была только первая часть (вторая не завершена), но и она исполняется в наше время, будучи очень интересной. Ограниченные, казалось бы, возможности однородного исполнительского состава мастерски используются композитором. Пасторальный образ возникает в изящной и в то же время насыщенной фактуре, богатой полифоническими приемами.