Piano Quintet No. 1 (A-dur), Op. 5, B. 28
В течение своей творческой жизни Антонин Дворжак дважды обращался к жанру фортепианного квинтета. Впервые он создал произведение для фортепиано и квартета струнных инструментов в 1872 г. Подобно многим другим ранним камерно-инструментальным сочинениям композитора, Фортепианный квинтет № 1 ля мажор имеет три части, но традиционный цикл трактуется своеобразно – заключительная часть сочетает в себе черты скерцо и финала. Имеются и другие общие черты с ранними камерными опусами, проявляющиеся в образном строе произведения: романтический пафос первой части (Allegro ma non troppo), несколько мрачный колорит второй – медленной – части (Andante sostenuto), радостная оживленность финала (Finale. Allegro con brio).
От предшествующих ансамблевых сочинений Дворжака ля-мажорный фортепианный квинтет отличается большей ясностью и компактностью формы. В этом сочинении очевидно ослабление влияния немецкого романтизма, который в немалой степени определял облик более ранних камерно-инструментальных произведений Дворжака. Формирование собственной драматургической концепции с особой ясностью проявилось в третьей части.
Первое исполнение Фортепианного квинтета № 1 ля мажор состоялось в ноябре 1872 г. в рамках первого из музыкальных вечеров, организованных Яном Людевитом Прохазкой – чешским композитором, пианистом и музыкальным общественным деятелем, одним из основателей Общества камерной музыки. Тогда прозвучала первая редакция Квинтета – ныне она считается утраченной, поскольку автограф партитуры не сохранился. Найти его не смог даже сам композитор, который вспомнил об этом произведении много лет спустя. В 1887 г. он решил пересмотреть и издать некоторые из своих ранних работ, но не смог отыскать партитуру ля-мажорного Фортепианного квинтета (в результате этого был написан Второй фортепианный квинтет – тоже ля-мажорный).
Позднее Дворжак обратился к Прохазке, который – как было известно композитору – скопировал квинтет. По просьбе автора музыкант предоставил копию, и Дворжак переработал произведение. Эта новая версия ни разу не была исполнена при жизни автора. Первое исполнение было осуществлено в марте 1922 г. в Праге, силами студентов Пражской консерватории. Первая публикация второй версии Второго фортепианного квинтета состоялась в 1959 г.
Первый фортепианный квинтет Антонина Дворжака уступает в популярности Второму, но и он вошел в репертуар исполнителей камерной музыки. Его исполняли, в частности, Святослав Рихтер и Квартет им. А.П.Бородина.
Камерно-инструментальное творчество Дворжака →