Serenade for Strings (C-dur), Op. 48
Серенада для струнного оркестра по времени создания (1880) предшествовала Второй и Третьей сюитам и так же, как последняя, родилась из замысла симфонии (Точнее всего было бы назвать это произведение симфониеттой, но Чайковский предпочел более распространенное в его время определение «серенада».). В этом сочинении отразились классицистские симпатии Чайковского, хотя музыка и не носит на себе следов сознательной стилизации; «моцартовское» начало проявляется в ясности, уравновешенности формы, легкости и прозрачности фактуры.
Первая часть, обрамляемая медленным торжественным вступлением и заключением, написана в сонатной форме без разработки, причем реприза (если не считать тонального изменения побочной партии) точно воспроизводит структуру экспозиции — случай едва ли не единственный у Чайковского! Более развитую, сонатную форму представляет финал, в главной партии которого использована тема русской плясовой народной песни «Под яблонью зеленою» (Ей предшествует медленное вступление на тему плавной хороводной песни «Как по лугу, лугу».).
В отличие от первой части финал содержит довольно развернутую разработку, основанную на различных контрапунктических сочетаниях обеих тем экспозиции. Традиционный менуэт или скерцо заменен плавным неторопливым вальсом, а место медленной части занимает «Элегия» с широким разливом задумчивой проникновенно лирической мелодии, обрамляемым строгим сурово-сдержанным аккордовым построением. Благодаря подкупающей свежести и простоте выражения в сочетании с идеальной тонкостью и изяществом отделки Серенада для струнного оркестра завоевала широкое признание слушателей и стала одним из любимейших произведений популярного симфонического репертуара.
Ю. Келдыш
Симфоническое творчество Чайковского →