Aphorisms, Op. 13
Вторая половина 1920-х гг. в жизни Дмитрия Дмитриевича Шостаковича ознаменовалась созданием двух произведений для фортепиано. Первым из них стала одночастная Соната № 1, завершенная в 1926 г., в которой композитор находит новый музыкальный язык, непохожий на тот, который был выработан им в годы учения. Вторым произведением был фортепианный цикл «Афоризмы», над которым Шостакович работал с конца февраля до начала апреля 1927 г. Заглавие «Афоризмы» композитор дал своему произведению по совету музыковеда Болеслава Леопольдовича Яворского, которому в начале мая того же года автор преподнес автограф цикла с трогательной дарственной надписью: «Дорогому Болеславу Леопольдовичу Яворскому от любящего Шостаковича».
В «Афоризмах» Шостакович продолжает те «музыкальные эксперименты», которые были начаты им в Сонате № 1. Сам композитор охарактеризовал стиль этого фортепианного цикла как «исключительный, малоголосный». По признанию Дмитрия Дмитриевича, создание «Афоризмов» находилось в русле того поиска нового стиля фортепианного изложения, которым он был в то время увлечен.
Сущность «Афоризмов» можно выразить одним словом – «эксперимент». Смелость этого экспериментирования отражается даже в заглавиях пьес, которые зачастую поражают своим несоответствием музыке. Например, в «Ноктюрне» невозможно усмотреть решительно ничего общего с традиционной лирической пьесой XIX столетия, а «Похоронный марш» исполняется… в быстром темпе. Связи с традициями если и присутствуют, то приобретают характер гротескной пародии – например, «Этюд» откровенно пародирует «Школу беглости», созданную Карлом Черни. Примечательно, что некоторые пьесы носят жанровые заглавия, отсылающие к жанрам вокального происхождения («Серенада», «Колыбельная песня») – но ни в одной из этих пьес нет гибкой вокальной кантилены.
Музыкальный язык поражает своей новизной. В «Афоризмах» встречаются весьма необычные для фортепиано приемы звукоизвлечения – например, в «Похоронный марш» Шостакович вводит флажолеты (удерживая взятый аккорд, пианист должен на фоне его звучания беззвучно нажать другую клавишу). Не менее странными выглядят некоторые приемы нотации: отсутствие деления на такты в «Ноктюрне», три нотных стана в «Похоронном марше». Эта пьеса представляет собой трехголосный канон, основанный на атональном пятизвучном мотиве, в котором ощущается влияние Антона Веберна. Связь со стилем Веберна очевидна и в «Элегии» – эта предельно краткая пьеса, состоящая всего из восьми тактов, звучит менее одной минуты.
И все же в том «споре с традицией», в который вступает Шостакович в «Афоризмах», нельзя не усмотреть связи с нею, которая оказывается гораздо более глубокой, чем кажется на первый взгляд. Так, гротескная «игрушечность» «Похоронного марша» заставляет вспомнить о «Марше деревянных солдатиков» из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского – правда, если это и «игра», то игра со смертью… К этой мрачной теме отсылают и другие пьесы – «Пляска смерти» и даже «Колыбельная песня», она завершает цикл подобно тому, как шубертовскую «Прекрасную мельничиху» завершает «Колыбельная ручья», тоже повествующая о смерти… Однако соприкосновение с образами смерти предстает в карикатурном виде – в неуклюже-угловатых мелодических фразах, трагическая тема подается под маской смеха.
Фортепианный цикл «Афоризмы» впервые был представлен в Ленинграде осенью 1927 г. – композитор сам исполнил свое новое произведение на концерте, который организовала Ассоциация современной музыки. Новое творение молодого автора, как и предшествующая Соната, было высоко оценено Борисом Асафьевым, усмотревшим в этой музыке «ищущую, беспокойную мысль». К сожалению, Асафьев оказался единственным авторитетным музыкальным деятелем, поддержавшим Шостаковича – особого успеха «Афоризмы» не имели. Более того – у многих музыкантов цикл вызывал решительное неприятие. Максимилиан Осеевич Штейнберг, у которого Дмитрий Дмитриевич обучался в Ленинградской консерватории, даже оборвал всяческие отношения со своим учеником – настолько странными и даже вызывающими показались ему творческие искания Шостаковича.
В том же году издательство «Тритон» опубликовало цикл «Афоризмы», но это не помогло произведению стать репертуарным – слишком уж новаторским представлялся его стиль для отечественного концертного репертуара второй половины 1920 гг., и даже сейчас «Афоризмы» невозможно причислить к наиболее известным широкой публике и часто исполняемым творениям Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Однако музыкальные эксперименты, начатые композитором в этом фортепианном цикле, были продолжены им в других произведениях, в частности, во Второй симфонии, работа над которой была начата вскоре после создания «Афоризмов».
Фортепианное творчество Шостаковича →