Опера Цезаря Кюи «Мадемуазель Фифи»

Композитор
Дата премьеры
04.11.1903
Жанр
Страна
Россия

«Мадемуазель Фифи» — опера Ц. Кюи в 1 действии, либретто композитора по одноименному рассказу Г. де Мопассана в сценической обработке О. Метенье.

Премьеры первых постановок: Московская русская частная опера, 4 ноября 1903 г., под управлением М. Ипиолитова-Иванова; Киев, Городской театр, 14 января 1904 г.

Действие происходит в 1871 г., во время франко-прусской войны. Отряд пруссаков расположился в захваченном ими замке. Офицеры собираются устроить пирушку, на которую приглашают нескольких «веселых девиц» француженок. Один из пруссаков, фон Эйрих, презирающий все французское, прозванный офицерами «мадемуазель Фифи»,— тупой садист и негодяй. Он всячески унижает побежденных. Во время пирушки фон Эйрих издевается над Рашель — девицей, которая должна его развлекать. Он оскорбляет Францию, и Рашель ударом ножа убивает его.

Музыка «Мадемуазель Фифи» неровна, но она передает колорит эпохи, местные черты, быт. По ходу действия звучат мелодии застольной песни Г. Маршнера, французской шансонетки и «Стражи на Рейне».

Опера ставилась редко: в 1915 г. — в петроградском Театре музыкальной драмы (премьера — 15 января), в 1924-м — в Москве, в «Первой оперной мастерской» (под названием «Женщина Руана»), в 1942 г. — в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко в обработке Е. Акулова с либретто, приближенным С. Цениным к Мопассану (премьера — 3 февраля; Н. Кемарская — Рашель, Н. Тимченко — Фифи).

На этот же сюжет написана опера «Рашель» Р. Глиэра.

А. Гозенпуд


Действующие лица:

• Майор Фальсберг, бас
• Капитан Кальвейгштейн, баритон
• Поручик Отто Гросслинг, бас
• Поручик Франц Шейнаубург, тенор
• Поручик фон Эрих (мадемуазель Фифи), тенор
• Пфлихт, денщик, баритон
• Аббат Шантавуан, баритон
• Пономарь, тенор
• Рахиль, сопрано
• Ева, сопрано
• Блондина, меццо-сопрано
• Аманда, меццо-сопрано
• Памела, меццо-сопрано

1871 год. В замке Цвиль близ Руана расположились «завоеватели» Франции пруссаки. Следы их хозяйничанья заметны по простреленным портретам, изорванным картинам, сломанной мебели.

Молодым поручикам Отто фон Гросслингу и Францу Шейнаубургу скучно в этой глуши. Майор предлагает им следовать примеру поручика фон Эриха, прозванного в части «мадемуазель Фифи». Его развлечения очень «изобретательны и остроумны»: он разрисовал старинные портреты, взорвал галерею с хрусталем. Однако офицерам подобные забавы уже наскучили. Они жаждут развлечений другого характера.

Капитан уговаривает майора дать разрешение на маленький праздник — ужин с девицами легкого поведения. Зная доброту командира, он все уже приготовил к приему дам.

С шумом распахивается дверь. Фон Эрих приводит пономаря, отказавшегося звонить в колокола. — Колокол не будет звонить до тех пор, пока французы остаются под ярмом,— смело и открыто заявляет майору явившийся для защиты арестованного пономаря аббат. Даже угроза смерти не может принудить его изменить это решение.

Фон Эрих не на шутку раздосадован тем, что не может тут же расправиться с мятежным французом. Только увлекшись общими приготовлениями к предстоящей вечеринке, он забывает о своем огорчении.

Но вот и дамы прибыли. Разыгрывая из себя учтивых кавалеров, офицеры под руки вводят женщин в зал, приглашают к столу. Фон Эрих всячески пытается оскорбить свою даму — красавицу Рахиль. Вспыхнувший было скандал улаживает капитан, и вечеринка продолжается. Пьют вино. Веселая Аманда исполняет игривую песенку про женские чары. Рахиль же поет гневную песню, призывающую беспощадно мстить чужеземным поработителям. Тогда фон Эрих встает со своего места и провозглашает хвастливый тост за победоносную прусскую армию, разгромившую французов. — Теперь здесь все для нас,— бахвалится он,— даже французские женщины! — Нет! — гневно отвечает Рахиль, — не женщины, а продажные твари — вот жалкая добыча презренных пруссаков. Озверевший фон Эрих сразмаху бьет женщину по лицу. Рахиль выхватывает нож и закалывает ненавистного пруссака. Воспользовавшись общим замешательством, отважная женщина скрывается. Слышатся звуки колокола. Это аббат нарушил свой обет. Погребальным звоном он оповещает народ о смерти ненавистного врага.

реклама

вам может быть интересно

Шостакович. Струнный квартет No. 1 Камерные и инструментальные
Моцарт. Симфония No. 39 Симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама