«Фонтаны Рима» (итал. Fontane di Roma) ― симфоническая поэма Отторино Респиги, написанная в 1916 году. Произведение было впервые исполнено 11 марта 1917 года в Риме в зале «Августео».
В начале ХХ столетия итальянская музыка находилось в двойственном положении. С одной стороны, оперные композиторы – Джакомо Пуччини, Пьетро Масканьи, Руджеро Леонкавалло – находились на вершине славы, с другой – музыка инструментальная, в частности, симфоническая если и не пребывала в забвении, то явно уступала опере. Исправить эту историческую несправедливость было суждено Отторино Респиги. Его яркое дарование композитора-симфониста впервые раскрылось в полной мере в симфонической поэме «Фонтаны Рима», над которой он начал работать в 1916 г., а завершил Респиги это сочинение в 1917 г.
Почему фонтаны итальянской столицы привлекли внимание композитора? Вероятно, потому, что они являются истинным украшением Вечного города. Фонтанов в Риме немало, их можно увидеть на площадях и улицах, в парках и садах, они украшают фасады многих дворцов, и каждый из них – произведение искусства, запечатлевшее дух эпохи, в которую был создан тот или иной фонтан. Отторино Респиги в свое симфонической поэме воплотил образы четырех фонтанов – Валле Джулия, Тритон, Треви и фонтан Виллы Медичи.
Со времен своего зарождения в творчестве Ференца Листа жанр симфонической поэмы представлял собою нечто среднее между сонатной формой и четырехчастным сонатно-симфоническим циклом. Отторино Респиги в «Фонтанах Рима» заострил до предела эту двойственность. Поэма состоит из четырех частей, но их последовательность не соответствует классическому строению симфонии, а та свобода, с которой композитор строит произведение, в большей степени характерна для жанра поэмы, равно как и исполнение всех четырех частей без перерыва, а также сам принцип программности. Произведение являет собою серию контрастных картин, которые объединены в одно целое общей образно-поэтической идеей. Картины эти впечатляют не драматичностью, а красочностью. Мастерство оркестровки, которое проявляет Респиги, заставляет вспомнить о том, что он учился у Николая Андреевича Римского-Корсакова, его звуковая палитра простирается от тончайших тембров до громоподобного звучания.
Часть первая – «Фонтан Валле Джулия на заре». Речь идет об одном из самых древних фонтанов. Он располагается на окраине итальянской столицы. В тончайших оркестровых красках обрисован идиллический рассветный пейзаж с мирным журчанием фонтанов. В той утонченной звукописи, к которой прибегает здесь композитор, ощущается влияние импрессионизма, впервые получившее преломление в итальянской симфонической музыке. О традициях импрессионизма напоминают и программные заглавия частей, которые соотносят музыкальные образы не просто с достопримечательностями столицы, а с фонтанами, увиденными в определенное время суток – такое стремление «остановить мгновение» характерно для импрессионизма, причем не только музыкального (достаточно вспомнить серии картин художников-импрессионистов, запечатлевшие одни и те же пейзажи в разном освещении).
Совершенно иной образ возникает во второй части – «Фонтан Тритон утром». Этот фонтан находится на площади недалеко от палаццо Барберини. Он был построен в 1642 г., но камень травертин, из которого изваяны скульптуры, напоминает о временах Древнего Рима. Сюжет тоже восходит к античности: на раскрытых створках раковины, поддерживаемой хвостами четырех дельфинов, восседает Тритон – сын морского бога Посейдона, «трубящий» в раковину, как в рог. Вторая часть поэмы начинается именно с «трубного гласа» – фанфарного возгласа, провозглашаемого валторной. Вся вторая часть пронизана энергичным движением, живописующим струю воды, изливающуюся из раковины Тритона.
Третья часть – «Фонтан Треви в полдень» – посвящена фонтану в стиле барокко, построенному в XVIII столетии. Восемь гиппокампов (морских коньков) влекут колесницу Нептуна, окруженного аллегорическими фигурами. Существует поверие, что тот, кому довелось испить воды из фонтана Треви, будет всю жизнь тосковать по Риму. Респиги воплотил образ фонтана в торжественной теме, звучащей сначала у деревянных, затем у медных духовых.
Заключительная часть поэмы – «Фонтан виллы Медичи при заходящем солнце». Этот фонтан, построенный в 1540 г., украшен скульптурами Геракла и Венеры. Меланхолическая мелодия живописует вечерний пейзаж.
Симфоническая поэма «Фонтаны Рима» была впервые исполнена в 1917 г. в Риме в зале «Августео», но подлинный успех ожидал ее по прошествии года, когда произведение прозвучало под управлением Артуро Тосканини в Милане. А Отторино Респиги впоследствии еще дважды обращался к «римской теме» в своем симфоническом творчестве. В 1924 г. была написана симфоническая поэма «Пинии Рима», а в 1928 г. – «Римские празднества». Эти произведения объединены в «Римскую трилогию», запечатлевшую образ Вечного города в разные эпохи – от античности до Новейшего времени.