«Озорные частушки» — концерт для оркестра русского советского композитора Родиона Щедрина (1963).
Во все времена отечественные композиторы черпали вдохновение в русском фольклоре, но источник вдохновения был у каждого свой: для Михаила Ивановича Глинки это была старинная крестьянская песня, для Александра Сергеевича Даргомыжского – песня городская, а любимым фольклорным жанром Родиона Константиновича Щедрина стала частушка. Ее характерные черты он положил даже в основу оперы («Не только любовь») – и, разумеется, они нашли отражение в оркестровой музыке композитора. Квинтэссенцией этого своеобразного жанра стали «Озорные частушки».
Этому произведению, созданному в 1963 г., автор первоначально намеревался дать иное заглавие – «Матерные частушки» (действительно, любому фольклористу, имеющему дело с этим жанром, известно, что не всякий образец можно включить в сборник или процитировать в исследовательской статье – но тут ничего не поделать, таков фольклор эпохи, породившей частушку), однако Родион Константинович отказался от этого намерения и дал сочинению не такое вызывающее название – в конце концов, произведение было оркестровым, и цитировать словесный текст там не предполагалось.
Впрочем, вопрос о цитировании вообще не ставился во главу угла, хотя оно и имело место (музыкант ссылается на несколько десятков частушечных тем). Но композитор поставил себе цель не обработать частушку для оркестра, а сделать ее основой симфонического произведения, жанр которого он определил как «концерт для оркестра». С этой точки зрения Щедрин не был первым – можно вспомнить, например, Концерт для оркестра Белы Бартока. Подобно этому произведению, в «Озорных частушках» Щедрина демонстрируются виртуозные возможности каждого инструмента. По мнению композитора «виртуозность и концертность заложены в самой природе частушек»: как в жанре концерта инструмент «показывает себя», так на народном гулянии каждый участник всеобщего веселья «красуется» перед односельчанами, исполняя остроумное четверостишие. Жанр частушки многообразен, и в наибольшей степени это относится к определенной ее разновидности – шуточной, плясовой, которая и составила основу произведения Щедрина.
По словам самого композитора, «Озорные частушки» – это «по существу токката, тематизм которой складывается из множества мотивов». Эти мотивы подвергаются свободному варьированию, в котором тематическую функцию приобретает не только мелодический рисунок, но и такие средства музыкальной выразительности, как тембр и регистр. Частушечные темы, появляющиеся в этом сочинении, близки друг другу, но всё же это разные темы, и число их достигает семидесяти – и это при том, что «Озорные частушки звучат всего восемь минут (поистине, это можно назвать рекордом плотности тематизма на единицу времени).
В построении музыкальной формы отражены главные свойства частушки – краткость, лаконичность, квадратная структура, нарочитая простота мотива, упругость ритма, многократные вариантные повторы с оттенком импровизационности. Изложение и развитие тематического материала воспроизводит реальные условия его бытования: частушечные темы возникают на фоне неизменного ритмического фона – подобно тому, как разные исполнители напевают частушки на фоне наигрыша гармони, причем каждый из них стремится «перещеголять» другого: композитор проявляет поистине неистощимую изобретательность в варьировании, заставляя инструменты применять разнообразные виртуозные приемы, изменяя ритм – то выравнивая его, то вводя синкопы.
Эта свободная вариантность отражает особенности подачи текста, имеющего место в естественных условиях. Отдельные мотивы обособлены, но они дополняют друг друга – подобно человеческим голосам, «состязающимся» в споре. Общую композицию нельзя однозначно свести ни к одной из классических схем – она обладает своей особой логикой. Кульминацией становится проведение одной из тем в ритмическом увеличении, а затем в канонической имитации.
«Частушки» Щедрина действительно оказались «озорными», и такое «музыкальное озорство» не могло не привлечь всеобщего внимания. Премьера состоялась не в самых подходящих условиях – на аванагардном фестивале «Варшавская осень», где общее направление музыкальных интересов было несколько иным. На родине реакция была неоднозначной – сочинение в 1967 г. было допущено на соискание Государственной премии, однако премия не была присуждена. Но если у властей или руководства Союза композиторов были какие-то сомнения, то публика приняла произведение с восторгом: во время гастролей Госоркестра СССР по Сибири, Дальнему Востоку и Японии «Озорные частушки» нередко приходилось исполнять на бис. И, разумеется, мимо такой яркой образности не могли пройти хореографы. Балетные постановки на основе «Озорных частушек» создали Леонид Якобсон и Джордж Баланчин.