«Отчизна!» (фр. Patrie!) — большая опера Э. Паладиля в 5 действиях, либретто В. Сарду и Л. Галле по одноименной драме В. Сарду.
Премьера: Париж, театр «Гранд-опера», 20 декабря 1886 г. (Э. де Решке — Карлоо, М. Лассаль — Ризоор).
Действие оперы, довольно точно следующей за пьесой, развертывается в XVI в. в Нидерландах, которые томятся под властью испанских захватчиков, возглавляемых жестоким и кровожадным герцогом Альбой. Нидерландские патриоты во главе с графом де Ризоором готовят восстание, которое должно привести к освобождению страны. Жена графа, испанка Долорес,— любовница Карлоо, друга Ризоора, о чем граф знает, но молчит, так как жизнь Карлоо необходима для свободы страны. В жертву отчизне Ризоор приносит свою супружескую честь. Из ненависти к мужу Долорес выдает Альбе тайну заговора. Заговорщики схвачены, их ждет смерть на костре. Карлоо отпущен благодаря заступничеству влюбленной в него дочери Альбы, но уходит лишь для того, чтобы отомстить предательнице. В то время как уже начинается казнь, он увлекает Долорес на площадь, несмотря на все мольбы, убивает ее и бросается в пламя, которое охватило его товарищей.
Музыка правдиво передает страдания Ризоора — патриота, скорбящего при виде угнетенной родины, человека, потрясенного не только изменой жены, но и предательством друга (драматическая сцена и дуэт Ризоора и Карлоо). Выразительны сцены несостоявшегося выступления заговорщиков, их арест герцогом Альбой и в особенности кульминационный эпизод оперы: удары колокола должны послужить сигналом войскам Вильгельма Оранского вступить в город, но заговорщики схвачены, и Альба, рассчитывая захватить вождя восстания, под угрозой казни велит звонарю Жонасу подать условленный сигнал. Мужественный звонарь подает другой сигнал: траурный перезвон колоколов предупреждает Вильгельма об опасности.
Несомненно, в образах оперы отразились воспоминания о франко-прусской войне. Редакцию оперы для постановки ее на советской сцене сделал Б. Асафьев в годы Великой Отечественной войны.
А. Гозенпуд