Violin Sonata No. 1 (G-dur), Op. 78
К жанру скрипичной сонаты Иоганнес Брамс впервые обращается в 1878 г. Завершив ре-мажорный Концерт для скрипки с оркестром, композитор, словно не желая расставаться с этим поющим инструментом, принимается за сочинение Сонаты для скрипки и фортепиано № 1 соль мажор. Произведение было завершено летом 1879 г. в деревушке Пёртшах в Каринтии на берегу Вёртеровского озера, где композитор проводил летние месяцы регулярно в течение трех лет. Здесь, среди живописной природы, которую Брамс считал не менее яркой и красивой, чем итальянская, он всегда испытывал прилив творческого вдохновения.
Но не только светлые мысли посещали композитора тем летом. Начало 1879 г. принесло печальное событие в семью Шуманов – несчастье случилось с Феликсом, младшим из детей великого композитора. Это был молодой человек с трагической судьбой. Его ранее детство омрачилось тяжелой болезнью и смертью отца. Феликс мечтал пойти по стопам родителей, но не обладал их талантом, поэтому мать и скрипач Йозеф Иоахим отговорили его от попыток построить музыкальную карьеру, и юноша стал поэтом. Его перу принадлежит трагедия «Сеян», перевод на немецкий язык трех актов байроновского «Манфреда», а также множество стихотворений, включая сборник «Моя любовь как зеленый куст сирени». Немногие из творений Феликса Шумана были опубликованы при жизни создателя, но некоторые из них стали литературной основой для песен Иоганнеса Брамса.
Смесь тоски и надежды, отразившаяся в этих стихах, во многом была связана с тяжелой болезнью – в 1872 г. Феликс заболел туберкулезом, попытки поправить здоровье улучшений не приносили, и в феврале 1879 г. двадцатичетырехлетний поэт скончался. Брамс принял близко к сердцу горе, постигшее Клару Шуман. Композитор навещал тяжело больного Феликса в Палермо и осознавал неизбежность его скорой смерти, но это не смогло смягчить тяжести удара судьбы: «В каждом из твоих последних писем я имел основания ждать печальную весть, которую принесло сегодняшнее, – писал он Кларе. – Но когда я держал его в руках, я был уверен в содержащемся в нем известии, и, открывая его, всеми мыслями был с тобой». Ему очень хотелось поддержать Клару: «Ради тебя мне не страшны никакие хлопоты», – уверял он. Тревожился Брамс и о Евгении Шуман, которая была так привязана к брату. Переживания, связанные с безвременной смертью молодого поэта, нашли отражение в образном строе Первой скрипичной сонаты Брамса, воплощающей столкновение светлого мира юности со смертью.
Скрипка была именно тем инструментом, который в полной мере мог раскрыть «мир» поэтичной лирики Брамса – обладая истинно «вокальной» певучестью, она свободна от тех ограничений, которые наложила природа на человеческий голос. В сонате ярко проявилась песенность, и даже соотношение скрипичной партии и фортепианной напоминает о брамсовской вокальной музыке. Связь с песенным творчеством Брамса становится в сонате еще более непосредственной благодаря использованию мелодий элегических песен на стихи Клауса Грота «Эхо» и «Песня дождя». В то же время, в сонате звучат интонации «Песен юности» – вокального цикла, который Иоганнес Брамс написал на стихи Феликса Шумана. Проникновение песенных мелодий в инструментальное произведение позволяет говорить о скрытой программности.
Соната привлекает непосредственностью лирического излияния, упоенностью чувствами – от восторга до печали. Сквозное развитие, пронизывающее ее, позволяет воспринимать все эмоции, выраженные в ней, как множество граней одного лирического образа. Первая часть – Vivace ma non troppo – имеет сонатную форму. Ее облик определяет восторженная, исполненная радостного упоения жизнью первая тема главной партии, из которой вырастают и вторая тема, и побочная партия. Средоточием трагического начала в сонате становится возвышенная и сосредоточенная часть вторая – Adagio – Più andante – Adagio – в которой светлое музыкальное высказывание сталкивается с суровыми интонациями траурного шествия.
В финале – Allegro molto moderato – важную роль играют темы песен на стихи Клауса Грота. Пунктирный ритм, присутствовавший и в первой теме главной партии первой части, и в теме «траурного шествия» во второй, приобретает здесь значение «мотива судьбы», развивающегося в лирическом плане. Финал имеет форму рондо, но тональные соотношения содержат намек на сонатность.
Соната для скрипки и фортепиано № 1 соль мажор впервые прозвучала в начале ноября 1879 г. в Бонне. Ее первыми интерпретаторами стали скрипач Роберт Хекман и его супруга пианистка Мари Хекман-Хертиг. Гонорар за это произведение Иоганнес Брамс перечислил Кларе Шуман – «от неизвестного почитателя». Исполнение в Вене, последовавшее в конце ноября, особого воодушевления у публики не вызвало, но впоследствии произведение было оценено по достоинству и вошло в репертуар многих скрипачей, среди которых – Эдуард Грач, Олег Каган, Леонидас Кавакос.
Камерно-инструментальное творчество Брамса →
Послушать:
Генрик Шеринг (скрипка), Артур Рубинштейн (фортепиано)
Запись 28 и 29 декабря 1960 года
I — Vivace ma non troppo
II — Adagio
III — Allegro molto moderato