Magyar Állami Operaház
Полное название — «Венгерский государственный оперный театр».
В 1872 году сразу после слияния Буды и Пешта и образования Будапешта по инициативе Ференца Листа и Ференца Эркеля, двух выдающихся венгерских композиторов, был создан комитет, возглавивший работы по строительству в городе оперного театра. К тому времени оперные спектакли давались в Венгрии вот уже почти двести лет. Это происходило в аристократических домах, например, у графа Я. Эрдёди. Ставились оперы Г. Бенды, К. Диттерсдорфа, Дж. Паизиелло, А. Сальери, А. Гретри.
Строительство здания театра началось в 1875 году. Автором проекта был архитектор Миклош Ибль. На строительстве использовались исключительно венгерские мастера и художники. Через девять лет — в 1884 году — оперный театр был открыт. В торжественной церемонии участвовал император Австро-Венгерской империи Франц-Йозеф. Театр назывался Королевский Венгерский оперный театр. На открытии были исполнены две венгерские оперы «Банк Бан» и «Ласло Хуньяди» Эркеля и первый акт немецкой оперы «Лоэнгрин» Вагнера.
После своего открытия, прошедшего с большой помпой, театр испытывал значительные финансовые трудности. В 1888 году директором театра на три года становится Густав Малер. Вместе с его венгерским коллегой Иштваном Кернеромоном Малер поднимает театр на очень высокий музыкальный уровень. Он приглашает иностранных исполнителей, с вниманием относится к венгерским певцам. С приходом на должность директора Шандора Хенеси расширился венгерский репертуар театра. Перед первой мировой войной широкой публике были впервые представлены два произведения Белы Бартока — балет «Деревянный принц» и опера «Замок герцога Синяя Борода».
Межвоенная эпоха — время выступлений в театре самых знаменитых дирижёров — Томаса Бичема, Бруно Вальтера, Герберта фон Караяна.
Современный свой облик театр получил после реконструкции, которая началась в 1980 году и продолжалась четыре года. Вновь открытый в 1984, в год своего столетия, театр стал одним из лучших в Европе.
А. Майкапар
История
Венгерский государственный оперный театр, Будапешт — крупнейший музыкальный театр Венгрии. Основан в 1837 в Пеште (с 1840 — Национальный театр). До 1884 театр ставил оперные и драматические спектакли. Первая опера, исполненная на венгерском языке, — «Севильский цирюльник». Здесь были осуществлены также первые постановки национальных опер Ф. Эркеля «Ласло Хуньяди» (1844) и «Банк бан» (1861).
Театр ставил оперы Р. Вагнера, Дж. Верди, Г. Доницетти, В. А. Моцарта, Дж. Россини и др. В труппе театра выделялись певицы — А. де ла Гранж, Дерине, К. Холлоши, певцы — Л. Одри, Й. Эллингер и др. Дирижёр и музыкальный руководитель театра (в 1838-1874) — Ф. Эркель. Оркестром дирижировали также А. Г. Рубинштейн, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, X. Рихтер и др.
В 1884 оркестр и оперная труппа выделились в самостоятельный театр (Королевский оперный театр (ныне Венгерский государственный оперный театр)), который перешёл в новое помещение (архитектор М. Ибль). Здание построено в стиле Ренессанса, его украшают фрески и скульптурные произведения известных венгерских художников и скульпторов (К. Лоц, Б. Секей, М. Тан, А. Фести и др.). Зрительный зал имеет 1261 место.
Театр ставит национальные венгерские оперы, в т. ч. «Замок герцога Синяя Борода» Бартока (1918), «Хари Янош» (1926), «Секейская прядильня» (1932) Кодая и др. Большое место занимает в репертуаре зарубежная, в т. ч. русская классика; театр осуществил постановки опер «Евгений Онегин» (1902), «Борис Годунов» (1913), «Хованщина» (1936) и др.
Значительным событием в развитии венгерского балета была постановка балета «Деревянный принц» Бартока (1917). В 1930 венгерский балетмейстер и танцовщик Д. Харангозо поставил балет «Сцена в Чарде» Хубаи, который ознаменовал утверждение национального направления в венгерском балете. В 1945 он же поставил балет Бартока «Чудесный мандарин». На развитие венгерского балета оказал большое влияние русский классический балет. В театре работали советские балетмейстеры: В. И. Вайнонен, А. М. Мессерер, Р. В. Захаров, Л. М. Лавровский. В 1950 осуществлены постановки балетов «Щелкунчик» и «Пламя Парижа» Асафьева.
Лучшие постановки венгерских национальных опер в 40-70-е годы — «Волшебный шкаф» (1942) и «Чином палько» («Орлиные перья», 1951) Фаркаша, «Это и есть война» (1962) и «Преступление и наказание» (по Достоевскому, 1969) Петровича, «Кровавая свадьба» (1964) и «Гамлет» (1968) Соколаи, «Трагедия человека» Ранки (1970), и балетов — «Хитрые студенты» Фаркаша (1949), «Свадебный платок» (1951) и «Песнь Бихари» (1954) Кенешшеи, «Мати Лудаш» Сабо (1960) и др.
Развитию театра способствовали: директора и главные дирижёры театра — Ф. Эркель, его сын Ш. Эркель, Г. Малер, А. Никиш, И. Кернер, И. Добровейн, О. Клемперер, С. Фаилони и др.; певцы — Й. Шиманди, Ю. Орос, Ш. Швед, П. Такач, К. Паланкаи, И. Палло, Э. Рёслер, М. Секей, Я. Фодор, Й. Йовицки, М. Базилидес, М. Дьюркович, Ю. Ошват, М. Матьяш; артисты балета — Ж. Кун, Г. Лакатош, Ф. Хаваш, В. Фюлеп, В. Рона, А. Орос и др.
Оркестр Венгерского оперного театра выступает с 1853 как самостоятельный симфонический оркестр под названием «Будапештское филармоническое общество» (инициатор и организатор Ф. Эркель), ведёт регулярную концертную деятельность. С 1960 председатель-дирижёр Я. Ференчик, с 1967 — А. Короди. С оркестром работали крупнейшие дирижёры — Г. Абендрот, Э. Ансерме, Б. Вальтер, Р. Штраус, В. Фуртвенглер и др.
В 1951, кроме основной сцены, в бывшем Городском театре открыт филиал Венгерского оперного театра — Театр им. Ф. Эркеля (Erkel Színház; зрит. зал на 2498 мест). Театр имеет собственный оркестр.
В СССР Венгерский оперный театр гастролировал в 1958 и 1971, балетная труппа — в 1965.
П. Фейер
Музыкальная энциклопедия под ред. Ю. В. Келдыша, 1973—1982
История балета
Первый период существования балетной труппы театра связан с деятельностью итальянского балетмейстера Ф. Кампилли, который перенёс на будапештскую сцену балеты, пользовавшиеся популярностью в других странах Европы, и поставил несколько собствственных балетов («Ренессанс», «Рококо», «Коппелия», все — 1884; «Сатанелла» Пуньи и Гертеля, «Наила» Минкуса и Делиба, «Сильвия», все — 1885; «Робер и Бертран» Шмидля, 1890, и др.). Балеты также ставили балетмейстеры Ц. Смеральди, Й. Хасрайтер, Л. Маццантини, Ц. Северини.
В 80-90-х годах предпринимались попытки создания балетов на основе венгерской тематики, с музыкой венгерских композиторов, не получившие, однако, дальнейшего развития.
В 1902-15 годы с труппой работал приглашённый из Вены итальянский балетмейстер Н. Гуэрра, который много сделал для подъёма хореографического искусства в Венгрии. Гуэрра поставил около двадцати балетов (в т. ч. «Венецианский карнавал» Берте, «Карлик-гренадёр» Сиклы, оба — 1903; «Сильвия», 1904; «Маладетта» Видаля, 1905; «Покрывало Пьеретты» Дохнаньи, 1910; «Коппелия», 1912; «Прометей», 1913, и др.), однако в силу объективных причин, ему не удалось создать подлинно оригинального и жизнеспособного репертуара.
Значительным событием стала постановка балета Б. Бартока «Деревянный принц» (1917). Её осуществили балетмейстеры Э. Брада и О. Зёбиш, руководившие труппой в 20-х годах.
В конце 20 — начале 30-х годов происходило становление венгерского балета, складывались основы национального репертуара, формировались творческие особенности труппы и появились талантливые исполнители. В этот период постановки осуществляли балетмейстеры А. Гобье и Р. Кёллинг, ранее работавшие в труппе С. П. Дягилева и восстановившие здесь балеты «Треуголка» (балетмейстер Л. Ф. Мясин) и «Шехеразада» (балетмейстер М. М. Фокин). Успешной была деятельность балетмейстеров Я. Цеплиньского и А. Миллоша, известного венгерского танцовщика и педагога Ф. Надаши, начавшего работу в будапештском театре в 1936, а также художника и главного режиссера Г. Олаха, организатора и постановщика многих балетных спектаклей.
Новый этап в развитии балетного искусства Венгерского оперного театра начался после освобождения Венгрии от фашизма и установления народно-демократического строя. Он связан с расцветом творческой деятельности Д. Харангозо, начавшего балетмейстерскую работу в театре ещё в конце 30-х годов. Харангозо первым на венгерской сцене поставил балет Бартока «Чудесный мандарин» (1945) и в дальнейшем не раз обращался к этому спектаклю, создавая новые его версии.
Этому плодотворному периоду в жизни театра в значительной степени способствовало сотрудничество с группой советских педагогов и хореографов, творческие контакты и обмены театра с московским Большим театром и ленинградским Театром им. Кирова. Поставленные советскими балетмейстерами балеты классического наследия и балеты советских композиторов пополнили репертуар труппы: «Щелкунчик» (1950), «Лебединое озеро» (1951), «Бахчисарайский фонтан» (1952), «Жизель» (1958), «Гаянэ» (1959), «Ромео и Джульетта» (1962).
Основу его составляли постановки Харангозо: «Маёвка» (1948), «Платочек» (1951), «Коппелия» (1953), «Чудесный мандарин» (ред. 1956), «Деревянный принц» (1958), «Треуголка» (1959); «Лудаш Мати» Сабо (1960) и др.
Ряд постановок осуществил молодой балетмейстер И. Экк: «Чонгор и Тюнде» Вайнера (1959), «Весна священная» (1963); «Музыка для струнных, ударных и челесты» на музыку Бартока и «Шахтёрская баллада» (оба-1965).
Среди новых постановок: «Кедр» Хидаша (1975, балетмейстер Л. Шереги), «Смерть Орфея» на музыку Монтеверди (1975, балетмейстер А. Фодор), «Девятая симфония» на музыку Лайты (балетмейстер Экк), «Концертино» на музыку Лендваи (балетмейстер Ш. Баркочи), «Восьмая эклога» на музыку Секея (балетмейстер Фодор), «Вариации на тему детской песни» на музыку Дохнаньи (балетмейстер Шереги) — все в 1978. В 1961-76 балет возглавлял Д. Лёринц.
Многочисленные гастроли балетной труппы сделали известными за пределами Венгрии имена талантливых танцовщиков В. Фюлёпа, Ж. Кун, М. Кекеши, А. Орос, Ф. Хаваша, В. Роны, К. Уграи, Й. Форгача, В. Сумрак, Л. Портеи и др. Для отдельных постановок приглашаются известные европейские хореографы (Ф. Аштон, М. Бежар, А. Долин, Х. Ландер). Школа Венгерского оперного театра ежегодно выпускает молодых артистов, пополняющих труппу и с успехом выступающих на международных конкурсах артистов балета (в т. ч. и в Москве).
Энциклопедия «Балет» под ред. Ю. Н. Григоровича, 1981