Будапешт музыкальный

Категории словаря

Будапешт (Budapest) — столица Венгрии. Образована в 1872 в результате слияния городов Буды, Пешта и Обуды. Первые сведения о муз. культуре этих городов относятся к нач. 18 в., когда здесь устраивались оперные спектакли на нем. и итал. яз., ставились произв. Г. Бенды, К. Диттерсдорфа, Дж. Паизиелло, А. Сальери, А. Гретри. В 1789 в Буде проходили спектакли оперной труппы графа Я. Эрдёди. В 1793 первый муз. спектакль на венг. яз. — лирич. муз. драма «Герцог Пикко и Ютка Пержи» Й. Чуди — был поставлен в Буде. В 1727 в Буде создаётся первая муз. школа. К концу 18 в. число школ значительно увеличилось. Большинство из них существовало при педагогич. уч. заведениях, где с 1770 было введено обязат. преподавание музыки и пения.

Дальнейшему развитию муз. образования препятствовало австр. господство. Однако благодаря усилиям патриотически настроенных музыкантов, в нач. 19 в. Будапешт становится центром возрождения нац. муз. культуры. В 1837 был открыт Пештский венг. т-р (с 1840 — Нац. т-р), в к-ром на протяжении неск. десятилетий ставились драм. и оперные спектакли. В 1838–74 оперную труппу возглавлял Ф. Эркель. В Нац. т-ре состоялись премьеры его опер. В сер. 19 в. здесь проходили также симф. и хор. концерты, выступали известные венг. артисты и гастролёры — Ф. Лист, А. Г. Рубинштейн, А. Вьётан, Й. Иоахим.

Во 2-й пол. 19 в. муз. жизнь Будапешта значительно оживилась. В 1844 организуется хор «Конкордия»; в 1853 — Филармонич. об-во, к-рое проводит в Венг. нац. музее регулярные симф. концерты силами оркестра Нац. т-ра. Организатором и дирижёром (до 1870) этих концертов был Эркель (в них выступали известные дирижёры — Ф. Лист, X. Рихтер и др.). С 1868 концерты были перенесены в новый зал «Вигадо». В 1870 об-во было переименовано в Венг. ассоциацию.

В 1884 драм. и оперная труппы Нац. т-ра были разделены. Оперный т-р получил новое здание, построенное по проекту арх. М. Ибля, и стал называться Королевским венгерским оперным т-ром; его первым муз. директором был Ш. Эркель. К концу 19 в. в т-ре окончательно сложилась проф. труппа (хор, оркестр и более сорока солистов). В т-ре ставились классич. произв., сочинения венг. композиторов. Известность т-р приобрёл под руководством Г. Малера (1888–91) и А. Никиша (1893–1895).

Во 2-й пол. 19 в. наряду с оперным т-ром важное место в муз. жизни Будапешта занимала оперетта, к-рая ставилась в Нар. т-ре Буды (1861–71) и Пеште (1875–1908). С 1903 работал т-р «Кирай синхаз». В 1840 в Б. была открыта Нац. консерватория, в 1867 — Нац. муз. училище. В 1875 Ф. Лист при поддержке К. Абраньи и др. музыкантов организовал в Будапеште национальную Академию музыки (с 1918 — Высшая школа муз. иск-ва им. Ф. Листа). Первым президентом академии был Лист, директором — Ф. Эркель, среди профессоров — Р. Фолькман, К. Абраньи. Академия находилась в ведении гос-ва. В первые годы основное внимание уделялось классам фп., но затем деятельность академии расширилась и по-существу она приближалась к учебным классам консерватории. Значит. внимание в академии отводилось изучению венг. муз. фольклора.

С образованием самостоятельного Венг. гос-ва (1919) значение Будапешта как муз. центра страны ещё более возросло. Однако бурж. правительство не оказывало необходимой поддержки крупнейшим муз. организациям столицы. Оперный т-р переживал большие финансовые трудности.

В 1923 при Филармонич. об-ве дирижёром Д. Бором был создан Столичный симф. оркестр (в 1952 преобразован в Венг. гос. симф. оркестр). Под рук. Э. Донаньи работал оркестр Будапештского филармонич. об-ва. В 20-30-е гг. в Б. выступали С. С. Прокофьев, А. Казелла, И. А. Добровейн, Э. Клейбер, П. Масканьи, И. Ф. Стравинский, Б. Вальтер. В 1933 в городе впервые проводился Междунар. конкурс пианистов им. Ф. Листа. Будапешт становится одним из ведущих европейских центров музыкального образования.

В период хортистско-фашистского режима (1920–44) мн. венг. музыканты вынуждены были эмигрировать. После освобождения страны от фашизма (1945) муз. культура Будапешта вступила в период расцвета. Важнейшие муз. организации получили поддержку гос-ва; была проведена национализация т-ров и муз. коллективов. Возобновил работу т-р оперы (дирижёры Я. Ференчик и А. Короди). Спектакли даются на двух сценах — в реконструированном оперном т-ре и Т-ре им. Ф. Эркеля. Театр. сезон длится ок. 10 месяцев. Труппа т-ра гастролирует во мн. странах, в т. ч. в СССР (1958, 1971). На двух сценич. площадках (до нач. 70-х гг.) работал Столичный т-р оперетты.

С 1945 начались регулярные концерты Столичного оркестра под управлением Ференчика (с 1952 — Венг. гос. спмф. оркестр). В 1945 был организован ещё один проф. симф. коллектив Б. — оркестр Венг. радио и телевидения (возглавляет его дирижёр Д. Лехель). В Будапеште работает большинство ведущих коллективов Венгрии: квартет им. В. Татраи (с 1946), квартет им. Б. Бартока (с 1957), квартет Л. Вейнера (с 1958), Венгерский духовой квинтет (с 1961). В 1950 был создан Венг. гос. нар. ансамбль, а в 1951 — танцевальный «Ансамбль Будапешт».

Симф., хор. и камерные концерты проходят в Т-ре им. Ф. Эркеля, Большом и Малом залах Высшей муз. школы, в филармонии. С 1959 регулярно в осенние месяцы проводится традиц. фестиваль Будапештские художественные недели искусств, составной частью к-рого являются спектакли муз. т-ров, концерты. С 1948 возрождена традиция больших междунар. конкурсов по разным исполнительским специальностям, к-рые с 1959 устраиваются во время Будапештских недель искусств. Летом регулярные симф. концерты проводятся в Будском муз. дворе, камерные концерты — в старинном замке «Кишцелли», оперные и балетные спектакли под открытым небом — на острове Маргит.

В результате реформы высшего образования устранён параллелизм, существовавший в уч. программах. В Будапеште работает широкая сеть гос. муз. школ; музыка преподаётся во многих общеобразовательных учебных заведениях.

Будапешт — крупнейший центр научно-исследовательской и муз.-обществ. деятельности. Здесь находится Ассоциация венг. музыкантов (осн. в 1949), муз. изд-во «Зенемюкладо» (осн. в 1950), фирма грампластинок «Квалитон». Муз. отделение нац. б-ки им. Сеченьи обладает одной из самых значит. в Европе коллекций муз. рукописей и книг о музыке. Ценная коллекция книг и нот хранится также в б-ке Академии им. Ф. Листа. При Венг. академии наук существует Архив Бартока (осн. в 1961) и спец. группа, занимающаяся фольклорными исследованиями. В Будапеште выходят муз. журналы «Muzsika» (с 1958), «Magyar Zene» и др.

M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Венгерская музыка
Музыкальная культура Венгрии во второй половине XIX века
Венгерский балет

реклама

вам может быть интересно

Строй в музыке Термины и понятия
Риспоста Теория музыки

Публикации

Театры и фестивали

рекомендуем

смотрите также

Фигура Термины и понятия
Опера-семисериа Термины и понятия
Хормейстер Опера, вокал, пение
Транспозиция Термины и понятия
Генеральная репетиция Термины и понятия
Полька Музыкальные жанры
Швейцарский балет Балет и танец
Интервью Термины и понятия
Туш Музыкальные жанры

Реклама