Бетховен. Фортепианное трио No. 4

Gassenhauer Trio (B-dur), Op. 11

Композитор
Год создания
1797
Жанр
Страна
Германия
Людвиг ван Бетховен / Ludwig van Beethoven

Список сочинений Бетховена

3 трио op. 1: Es-dur; G-dur; c-moll
Трио для фортепиано, кларнета и виолончели, «Gassenhauer», B-dur, op. 11
2 трио op. 70: D-dur; Es-dur
Трио B-dur op. 97

В ранний период своего творчества Людвиг ван Бетховен еще не обращается к жанру симфонии, не создает он и струнных квартетов, но довольно много сочиняет для иных камерных составов, в особенности с участием фортепиано – и это неудивительно, этот инструмент был близок композитору, который сам был известным пианистом-виртуозом. К этому же периоду относятся многие камерные произведения с участием духовых инструментов. Впоследствии композитор отходит от подобных составов – не исключено, что он рассматривал их как некий промежуточный этап, необходимый для дальнейшего использования духовых инструментов в симфониях. Однако и здесь Бетховен предстает композитором-новатором.

Одним из образцов такого новаторства стало Фортепианное трио № 4 си-бемоль мажор, известное под заглавием «Gassenhauer», что означает «Уличная песня». Бетховен написал его не для классического состава фортепианного трио (скрипка, виолончель фортепиано), а для несколько иного – кларнета, виолончели и фортепиано. И заглавие трио, и его необычный инструментальный состав связаны с историей его создания.

В конце XVIII столетия большой успех имела опера немецкого композитора Йозефа Вайгля «Любовь моряка» – в сущности, после моцартовской «Волшебной флейты», созданной в 1791 г., до появления веберовского «Вольного стрелка» в 1821 г. это была наиболее популярная немецкая опера. Одна из мелодий пользовалась особой любовью публики, ее распевали на улицах. Некий кларнетист обратился в 1798 г. к Бетховену с просьбой написать что-нибудь на тему этой «уличной песни» – так и родилось Фортепианное трио № 4 си-бемоль мажор «Gassenhauer», в финале которого прозвучала известная в то время тема Вайгля. Поскольку создавалось оно по просьбе кларнетиста, разумеется, в нем был задействован кларнет. Впрочем, существует и вариант с участием скрипки. Посвящение, предпосланное произведению, имело непосредственное отношение к семье князя Карла Лихновского – того самого аристократа, которому Бетховен посвятил предыдущие фортепианные трио. На этот раз произведение посвящалось графине Марии Вильгельмине фон Тун – матери супруги князя-мецената Кристины Лихновской.

В противоположность трем четырехчастным фортепианным трио Op. 1, в этом своем творении Бетховен отдает предпочтение трехчастному циклу, но это не помешало проявить то качество, которое будет впоследствии характеризовать лучшие образцы сонатного и симфонического творчества композитора. Этот постулат очень метко и лаконично был сформулирован Бетховеном много лет спустя в одной из разговорных тетрадей (в общении с Антоном Шиндлером): «Два принципа… в средней части «Патетической». Тысячи людей не понимают этого». Очевидно, композитор подразумевал характерный для многих его творений внутритематический контраст, который можно усмотреть и в части первой Фортепианного трио № 4 – Allegro con brio – точнее, в ее главной партии: решительным мелодическим ходам, излагаемым в унисон тремя инструментами, отвечают подчеркнуто изысканные, томные реплики, излагаемые первоначально в фортепианной партии, за «высказыванием» которого следует спокойная «беседа» кларнета и виолончели. Это сопоставление контрастных тематических элементов задает тон всему дальнейшему музыкальному развитию – не столько драматическому, сколько изысканному.

В центре трехчастного цикла трио располагается часть медленная – Adagio, для нее композитор избирает сонатную форму с короткой разработкой и тональность ми-бемоль мажор. Медленная часть являет собою прекрасный образец возвышенной и проникновенной лиричности и удивительно гармоничный ансамбль, в котором каждому инструменту предоставляется возможность «высказаться», оставаясь при этом частью единого целого.

Часть третья – Allegro con variazioni – являет собою вариации на тему той самой «уличной песни», в которую превратилась мелодия из «Любви моряка» Вайгля. В сущности, для вариационной формы она подходила идеально – сравнительно простая, лишенная внутренних контрастов и гармонических сложностей (все это проявляется в вариациях). Степень изменения темы различна: например, в шестой вариации она узнаваема, а в восьмой от нее остается лишь общая схема. В третьей части в особенности проявилась виртуозность фортепианной партии.

Фортепианное трио № 4 си-бемоль мажор «Gassenhauer» впервые было исполнено в 1799 г. и удостоилось относительно одобрительной рецензии, опубликованной в «Немецкой музыкальной газете». Критик называл трио «отличным ансамблем для фортепиано с сопровождением», признавая, что оно «не столь шероховато, как другие сочинения автора», и призывал композитора «отдать предпочтение естественности перед изысканностью», выражая надежду, что в этом случае композитор еще подарит публике немало хороших произведений, которые позволят оставить позади «те безвкусные дилетантские пьесы, которыми… нас одаривают люди с громкими именами».

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама