Список сочинений Мусоргского, даты и литература

Биография Мусоргского

Оперы

Саламбо (по роману Г. Флобера, 1863–1866, не окончена)
Женитьба (на текст комедии Н. В. Гоголя, 1-е д., 1868; досочинена и оркестрована М. М. Ипполитовым-Ивановым, поставлена в 1931, Радиотеатр, Москва)
Борис Годунов (по трагедии А. С. Пушкина, 1869; 2-я ред. 1872, поставлена в 1874, Мариинский театр, Петербург; в ред. Н. А. Римского-Корсакова, поставлена в 1896 Обществом музыкальных собраний, Большой зал Петербургской консерватории; в ред. Д. Д. Шостаковича, 1959, Ленинградский театр оперы и балета)
Хованщина (либретто Мусоргского, 1872–80, завершена по авторским материалам и оркестрована Римским-Корсаковым, 1883, поставлена в 1886, силами Музыкально-драматического кружка любителей, зал Кононова, Петербург; в ред. Шостаковича, экранизирована в 1959, поставлена в 1960, Ленинградский театр оперы и балета)
Сорочинская ярмарка (по повести Гоголя, 1874–80, окончена Ц. А. Кюи, 1916, поставлена в 1917, Театр музыкальной драмы, Петроград; в ред. В. Я. Шебалина, 1931, Малый оперный театр, Ленинград; в ред. П. А. Ламма и Шебалина, 1932, Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко, Москва, также 1952, Филиал Большого театра, Москва)

Для оркестра

• скерцо B-dur (1858)
• интермеццо (1867)
Ночь на Лысой горе (1867)
• марш «Взятие Карса» (1880)

Для фортепиано

Картинки с выставки (1874)

Для хора и оркестра

• хор из трагедии Софокла «Царь Эдип» (1860)
• Поражение Сеннахериба (сл. Дж. Байрона, 1867)

Для хора, солистов и фортепиано

• Иисус Навин (1877)

Для голоса с фортепиано

• сборник «Юные годы» (1857–1865)

Циклы:
Детская (сл. М., 1868–72)
Без солнца (сл. А. А. Голенищева-Кутузова, 1874)
Песни и пляски смерти (сл. Голенищева-Кутузова, 1875–77; инструментовка фортепианных партий для оркестра Шостаковича, 1962)

Песни и романсы на слова
• Н. А. Некрасова (Калистрат, Колыбельная Ерёмушке)
• Т. Г. Шевченко (Гопак, На Днепре)
• А. В. Кольцова (По над Доном сад цветёт, Пирушка)
• А. К. Толстого (Рассевается, расступается, Спесь)
• Голенищева-Кутузова (баллада Забытый)
• А. Н. Плещеева (Листья шумели уныло)
• на собственные тексты (Светик Савишна, Сиротка, Семинарист, Классик, Раек)

Записи и обработки народных песен, в т. ч. для мужского хора

• Скажи, девица милая
• Ты взойди, взойди, солнце красное
• Уж ты воля, воля моя
• У ворот, ворот батюшкиных (1880) и др.

Полное собрание сочинений: (незакончено, т. 1, 3, 4, 5, 7, 8), Москва-Ленинград-Вена, 1928-39.

Основные даты жизни и творчества

• 1839 — 9 III. В селе Карево в семье Мусоргских — помещика Петра Алексеевича и его жены Юлии Ивановны (урожденной Чириковой) родился сын Модест.
• 1846 — Первые успехи в обучении игре на фортепиано под руководством матери.
• 1848 — Исполнение Мусоргским концерта Дж. Филда (в доме родителей для гостей).
• 1849 — VIII. Поступление в Петропавловскую школу в Петербурге. — Начало занятий по фортепиано, у Ант. А. Герке.
• 1851 — Исполнение Мусоргским «Рондо» А. Герца на домашнем благотворительном концерте.
• 1852 — VIII. Поступление в школу гвардейских подпрапорщиков. — Издание фортепианнной пьесы — польки «Подпрапорщик» («Porte-enseigne Polka»).
• 1856 — 17 VI. Окончание школы гвардейских подпрапорщиков. — 8 X. Зачисление в гвардейский Преображенский полк. — X. Встреча с А. П. Бородиным на дежурстве во 2-м сухопутном госпитале. — Зима 1856–1857. Знакомство с А. С. Даргомыжским.
• 1857 — Знакомство с Ц. А. Кюи и М. А. Балакиревым в доме Даргомыжского, с В. В. и Д. В. Стасовыми в доме М. А. Балакирева. — Начало занятий композицией под руководством Балакирева.
• 1858 — 11 VI. Выход в отставку с военной службы.
• 1859 — 22 II. Исполнение Мусоргским главной роли в комической опере «Сын мандарина» Кюи в доме автора. — VI. Поездка в Москву, знакомство с её достопримечательностями.
• 1860 — 11 I. Исполнение скерцо B-dur в концерте РМО под управлением А. Г. Рубинштейна.
• 1861 — I. Поездка в Москву, новые знакомства в кругах передовой интеллигенции (молодёжи). — 6 IV. Исполнение хора из музыки к трагедии «Царь Эдип» Софокла в концерте под управлением К. Н. Лядова (Мариинский театр).
• 1863 — VI–VII. Пребывание в Торопце в связи с хлопотами по имению. — XII. Замысел оперы «Саламбо» по роману Г. Флобера. — 15 XII. Поступление на службу (чиновником) в Инженерное управление.
• 1863–65 — Жизнь в «коммуне» с группой молодых друзей (под влиянием романа «Что делать?» Н. Г. Чернышевского).
• 1864 — 22 V. Создание песни «Калистрат» на слова Н. А. Некрасова — первой в серии вокальных сцен из народной жизни.
• 1866 — Начало дружбы с Н. А. Римским-Корсаковым.
• 1867 — 6 III. Исполнение хора «Поражение Сеннахериба» в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Балакирева. — 26 IV. Уход со службы в Инженерном управлении. — 24 IX. Жалобы на тяжёлое материальное положение в письме к Балакиреву.
• 1868 — Сближение с семьёй Пургольд, участие в их домашних музыкальных собраниях. — 23 IX. Показ «Женитьбы» в доме Кюи. — Знакомство с историком литературы В. В. Никольским, начало работы над «Борисом Годуновым» по его совету. — 21 XII. Зачисление на службу в Лесной департамент Министерства государственных имуществ.
• 1870 — 7 V. Показ «Бориса Годунова» в доме художника К. Е. Маковского. — Запрещение цензурой песни «Семинарист».
• 1871 — 10 II. Оперный комитет Мариинского театра забраковал оперу «Борис Годунов».
• 1871–72 — Мусоргский живёт на одной квартире с Римским-Корсаковым, работает над 2-й редакцией «Бориса Годунова».
• 1872 — 8 II. Показ оперы «Борис Годунов» в новой редакции в доме В. Ф. Пургольд. — 5 II. Исполнение финала 1-го д. «Бориса Годунова» в концерте РМО под управлением Э. Ф. Направника. — II–IV. Коллективная работа (совместно с Бородиным, Римским-Корсаковым и Кюи) над оперой-балетом «Млада» по заказу дирекции императорских театров. — 3 IV. Исполнение полонеза из «Бориса Годунова» в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Балакирева. — VI. Начало работы над «Хованщиной».
• 1873 — 5 II. Исполнение трёх картин из «Бориса Годунова» в Мариинском театре. — V. Исполнение Ф. Листом в Веймаре для группы музыкантов цикла «Детская» Мусоргского.
• 1874 — 27 I. Премьера «Бориса Годунова» в Мариинском театре. — 7–19 V. Создание баллады для голоса с фортепиано «Забытый» на слова Голенищева-Кутузова, посвященной В. В. Верещагину. — VII. Зарождение замысла оперы «Сорочинская ярмарка».
• 1875 — 13 II. Участие Мусоргского как аккомпаниатора в концерте в пользу нуждающихся студентов Медико-хирургической академии. — 9 III. Участие в музыкально-литературном вечере Петербургского общества для пособия слушателям медицинских и педагогических курсов.
• 1876 — 11 III. Участие в музыкальном вечере Петербургского собрания художников в пользу нуждающихся студентов Медико-хирургической академии.
• 1877 — 17 II. Участие в концерте Ю. Ф. Платоновой. — Участие в концерте в пользу Общества дешёвых квартир.
• 1878 — 2 IV. Выступление с певицей Д. М. Леоновой в концерте Общества пособия слушательницам женских врачебных и педагогических курсов. — 10 XII. Возобновление «Бориса Годунова» (с большими купюрами) в Мариинском театре.
• 1879 — 16 I. Исполнение сцены в келье из «Бориса Годунова» в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Римского-Корсакова (в постановке Мариинского театра была выпущена). — 3 IV. Участие в концерте Общества пособия слушательницам женских врачебных и педагогических курсов. — VII–X. Концертная поездка с Леоновой (Полтава, Елизаветград, Херсон, Одесса, Севастополь, Ялта, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Воронеж, Тамбов, Тверь). — 27 XI. Исполнение отрывков из «Хованщины» в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Римского-Корсакова.
• 1880 — I. Уход со службы. Ухудшение здоровья. — 8 IV. Исполнение отрывков из «Хованщины» и «Песни о блохе» в концерте Леоновой с оркестром под управлением Римского-Корсакова. — 27 и 30 IV. Два концерта Леоновой и Мусоргского в Твери. — 5 VIII. Сообщение в письме к Стасову об окончании «Хованщины» (за исключением небольших отрывков в последнем действии).
• 1881 — II. Резкое ухудшение здоровья. — 2–5 III. И. Е. Репин пишет портрет Мусоргского — 16 III. Смерть Мусоргского в Николаевском военном госпитале от рожистого воспаления ноги. — 18 III. Похороны Мусоргского на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Письма и литературные сочинения:

Письма и документы, под редакцией А. Н. Римского-Корсакова, М.-Л., 1932; Письма к А. А. Голенищеву-Кутузову, комментарии П. В. Аравина, ред. и вступ. ст. Ю. Келдыша, М.-Л., 1939; Избр. письма, вступ. ст., ред. и прим. М. С. Пекелиса, М., 1953; Литературное наследие. Сост. А. А. Орлова и М. С. Пекелис, кн. 1–2, М., 1971–72.

Литература:

Стасов В. В., М. П. Мусоргский. Биографический очерк, «Вестник Европы», 1881, No 5–6; его же, Перов и Мусоргский, «Русская старина», 1883, No 5; его же, Памяти Мусоргского, СПБ, 1885; его же, Статьи о М. П. Мусоргском, М.-П., 1922; см. также: Стасов В. В., Избр. соч., т. 1–3, М., 1952; (Кюи Ц. A.), Концерт Бесплатной школы. Концерт театральной дирекции с живыми картинами… (Хор «Поражение Сеннахериба» Мусоргского), «Спб. ведомости», 1867, 14 марта; его же,…Вновь изданные сочинения Балакирева, Корсакова, Бородина, Мусоргского, там же, 1870, 12 нояб.; его же, Музыкальная библиография (…«Раек» Мусоргского), там же, 1871, 19 нояб.; его же, Музыкальная библиография (…«Детская» Мусоргского), там же, 1872, 6 сент.; его же, Три картины из забракованной водевильным комитетом оперы Мусоргского «Борис Годунов»…, там же, 1873, 9 февр.; его же, М. П. Мусоргский. Критический этюд, «Голос», 1881, 8 апр.; см. также: Кюи Ц. A., Избр. статьи, М., 1952; Кругликов Сем., Мусоргский и его «Борис Годунов», «Артист», 1890, кн. 5; Трифонов П. A., M. П. Мусоргский. Очерк композиторской деятельности, «Вестник Европы», 1893, No 12; Кашкин H., Две музыкальные памятки: Н. Г. Рубинштейн и М. П. Мусоргский, «Русская мысль», 1906, No 5; Компанейский Н., К новым берегам. М. П. Мусоргский, «РМГ», 1906, No 11–12, 14–18; Кочетов Н., Мусоргский, как композитор-реалист, «Музыкальный труженик», 1909, No 8; Каратыгин В., Памяти М. П. Мусоргского, «Театр и искусство», 1911, No 11; его же, I. Мусоргский. II. Шаляпин, П., 1922; Финдейзен Ник., Мусоргский, его детство, юность и первый период музыкального творчества, «ЕИТ», 1911, вып. 1–2; Бертенсон В. Б., За тридцать лет, «Исторический вестник», 1912, No 8; «Музыкальный современник», 1917, кн. 5–6 (посв. М.); Луначaрский А. В., «Борис Годунов» Мусоргского, М., 1920; Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), М. П. Мусоргский. 1839–1881. Опыт переоценки значения его творчества, в его кн.: Симфонические этюды, П., 1922; его же, Мусоргский. Опыт характеристики, П., 1923; его же, К восстановлению «Бориса Годунова» Мусоргского. Сб. статей, М., 1928; его же, Избр. труды, т. 3, М., 1954; Браудо Е., Римский-Корсаков A., «Борис Годунов» Мусоргского, М., 1927; Мусоргский и его «Хованщина». Сб. статей, М., 1928; Мусоргский. Сб. статей, ч. 1. — «Борис Годунов». Статьи и исследования, М., 1930; М. П. Мусоргский. К 50-летию со дня смерти. Статьи и материалы, под ред. Ю. Келдыша и Вас. Яковлева, М., 1932; Келдыш Ю., Романсовая лирика Мусоргского, М., 1933; его же, Великий искатель правды, «СМ», 1959, No 3; Слетовы П. и В., М. П. Мусоргский, М., 1934; Голенищев-Кутузов A. A., Воспоминания о М. П. Мусоргском, в кн.: Музыкальное наследство, вып. 1, М., 1935; Tуманинa H., M. П. Мусоргский. Жизнь и творчество, M.-Л., 1939; Фрид Э., M. П. Мусоргский. К 100-летию со дня рождения, Л., 1939; «СМ», 1939, No 4 (весь No посв. М.); Орлов Г., Летопись жизни и творчества М. П. Мусоргского, M.-Л., 1940; Соловцов A., M. П. Мусоргский, М., 1945; Гейлиг М., Особенности крупной формы в операх Мусоргского, в сб.: Саратовская государственная консерватория. Научно-методические записки, вып. 3, Саратов, 1959; Орлова A., Труды и дни М. П. Мусоргского. Летопись жизни и творчества, М., 1963; Хубов Г., Мусоргский, М., 1969; Шлифштейн С., Мусоргский. Художник. Время. Судьба, М., 1975; D'Аlhеim P., Moussorgski, (P.), 1896; Веllaigue С., Un grand musicien realiste Moussorgski, в кн.; Etudes musicales, ser. 2, P., 1901; Debussy C., «La chambre d’enfants» de M. Moussorgski, «La revue blanche», 1901, 15 avr., 1 juin; то же, в его кн.: Monsieur Croche, antidilettante, P., 1921 (рус. пер. — «Детская» Мусоргского, в кн.: Дебюсси К., Статьи, рецензии, беседы, М.-Л., 1964); Olenine d’Alheim M., Le legs de Moussorgski, P., 1908 (в рус. пер. — Заветы Мусоргского, M., 1910); Саlvосоressi M. D., Moussorgski, P., 1908, 1921; eго жe, Le vrai Boris Godounov, (P.), 1928; его жe, Le style de Moussorgski, «RM», 1932, (v.) 13; его же, Modest Mussorgsky. His life and works, L., 1956; Newmarch R., Mussorgskys operas, «Musical Times», 1913, No 7; Montagu-Nathan M., Mussorgsky, L., 1916; Swan A., Mussorgsky and modern music, «MQ», 1925, No 2; Riesemann O., Mussorgskij, в кн.: Monographien zur russischen Musik, Bd 2, Munch., 1926; Godet R., En marge de Boris Godounov, P., 1926; Wоlfurt К., Mussorgskij, Stuttg., 1927; Fedorov V. , Moussorgski, P., 1935; Abraham G., Calvocoressi M. D., Masters of Russian Music, L., 1936; Gavazzeni G., Mussorgsky e la musica russa dell' 800, Firenze, 1943; Hoffmann R., Moussorgski, P., 1952; eго жe, La vie de Moussorgski, P., 1964.

Ю. В. Келдыш
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама