Симфония № 2 — сочинение чешского композитора Богуслава Мартину (1943).
Богуслав Мартину, проявляя свой талант в различных жанрах, достаточно долго не решался подступиться к симфонии – но, обратившись к этому сложному и многоплановому жанру в пятидесятидвухлетнем возрасте, будучи очень опытным композитором, он в течение нескольких лет создавал симфонию за симфонией. Всего год прошел после завершения Первой, а уже появилась Вторая.
На момент создания большинства своих симфоний (за исключением Шестой, завершенной в Париже) композитор жил в США. Он был далеко не единственным чехом в этой стране – еще в конце XIX столетия Антонин Дворжак, несколько лет живший и работавший в Америке, встретил там немало соотечественников. В середине ХХ века ситуация не изменилась. Особенно многочисленной была чешская диаспора в Кливленде (по количеству проживающих представителей этой нации Кливленд занимал четвертое место среди городов мира, уступая только Праге, Вене и Чикаго. Чехи, для которых этот американский город стал родным домом, немало сделали для развития его культурной жизни, одним из самых больших достижений стало строительство Чешского национального зала в 1889 г. Эти добрые традиции сохранялись и в ХХ столетии, в Кливленде существовало общество «Американские друзья Чехословакии», и именно по его заказу Богуслав Мартину создал в 1942 г. Вторую симфонию. Непосредственным поводом стало отмечавшийся тогда двадцатипятилетний юбилей Чехословакии.
«Я хотел посвятить симфонию своим соотечественникам-чехам – рабочим Кливленда, так много сделавшим в военное время», – говорил Мартину. Несмотря на то, что произведение было написано в годы войны, когда композитора одолевала тревога за судьбу родной страны, страдавшей от фашистской оккупации, Вторая симфония не создает впечатления трагичности – напротив, это сочинение исполнено света, и, при всей глубине передаваемых чувств, это самая лаконичная из симфоний Мартину – продолжительность ее звучания составляет менее получаса.
Ключом к пониманию симфонии являются слова создателя: «Мои мысли обращаются к событиям почти будничным – простым и близким для каждого человека, и, возможно, именно эти вещи позволяют легче пройти по жизни, если мы поймем их истинную ценность». Это наслаждение простыми человеческими радостями пронизывает всю симфонию, определяя ее светлый, пасторальный характер.
Впрочем, композиторский замысел не так прост, как может показаться на первый взгляд: в музыкальную ткань одной из частей вплетаются завуалированные интонации «Марсельезы» – прямой намек на борьбу против врагов-оккупантов, к которой композитор призывает соотечественников. И, разумеется, в симфонии, проникнутой мыслью о родине, не могли не появиться характерные черты моравского и чешского песенного фольклора (впрочем, они всегда присутствуют в творениях Богуслава Мартину)
Вторая симфония имеет традиционную четырехчастную структуру.
Часть первая – Allegro moderato – обладает очень ясными очертаниями сонатной формы. Начинается она с танцевальной, но относительно неторопливой главной партии. Более спокойна побочная партия – эта светлая кантиленная мелодия в духе моравских песен звучит у деревянных духовых на фоне органного пункта альтов. В дальнейшем развитии важную роль играет синкопированный ритм, которым отмечена главная партия. Фактура первой части изящна и прозрачна, гармония отмечена импрессионистскими чертами.
Часть вторая – Andante moderato – наиболее продолжительная из всех четырех частей Второй симфонии. По жанровым признакам это скерцо, темам присущ активный ритм, подчеркнутый ударными. Контраст этим темам составляет трио, после которого ритмическая активность возвращается. Интонации «Марсельезы» у медных духовых напоминают о суровом военном времени, когда создавалсь симфония.
Третья часть – Poco allegro – начинается с темы в характере марша, но без особой воинственности, с оттенком танцевальности. Вторая тема имеет ярко выраженный чешский характер благодаря синкопированному ритму. Завершается симфония традиционно – быстрым рондообразным финалом в темпе Allegro.
Вторая симфония Богуслава Мартину впервые прозвучала в Кливленде 28 октября 1943 г., дирижировал Эрих Лайнсдорф (незадолго до концерта дирижер получил телеграмму от Яна Масарика – министра иностранных дел чехословацкого правительства в изгнании, который выразил сожаление, что не сможет присутствовать на премьере симфонии чешского композитора). Концерт, приуроченный к двадцатипятилетию Чехословакии, обернулся подлинной национальной манифестацией, новое произведение Мартину было с восторгом принято публикой. Но сам композитор оценивал результат своего труда не так высоко, относясь к собственному творению весьма критически – впоследствии лишь Третью симфонию он называл своей первой настоящей симфонией.