Опера в 4 действиях, 8 картинах; либретто по мотивам романа Н. Вирты «Одиночество» написано А. Файко и Н. Виртой.
Первое представление состоялось в Москве на сцене театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в первой редакции — 10 октября 1939 года, во второй редакции — 12 октября 1952 года.
Действующие лица:
- Владимир Ильич Ленин, без пения
- Фрол Баев, бас
- Наталья, его дочь, сопрано
- Андрей, тенор
- Аксинья, меццо-сопрано
- Ее сыновья: Листрат, баритон, Ленька, тенор
- Сторожев, бас
- Антонов, тенор
- Косова, меццо-сопрано
- Афонька, бас
- Карась, тенор
- Федюшка, баритон
- Чирикин, баритон
- 1 девушка, сопрано
- 2 девушка, меццо-сопрано
- Горбатый мужик, бас
- 1 крестьянин, баритон
- 2 крестьянин, бас
- Секретарь, баритон
Первое действие
Сентябрь 1920 года. Тревожно в селе Дворики Тамбовской губернии. Кругом лютуют обнаглевшие контрреволюционные банды Антонова, поддерживаемые кулачьем. Большевик бедняк Листрат организует сопротивление врагам народа, но силы созданного им партизанского отряда еще незначительны. Листрат со своими соратниками вынужден временно отступить из села.
Брат Листрата — Ленька служит батраком у Сторожева, одного из главных организаторов антоновщины, крупного кулака, злейшего врага молодой Советской власти. Листрат со своим партизанским отрядом уходит из Двориков. Появляется Сторожев, сопровождаемый Ленькой. Наташа, дочь крестьянина-середняка Фрола Баева, любит Леньку и любима им. Радостно бросается она к милому, но Сторожев не дает своему батраку даже поговорить с девушкой. Кулак подготовляет торжественную встречу Антонова. В ней принимают участие обманутые середняки, в том числе Фрол, до сознания которого еще не дошла антинародная, бандитская сущность антоновщины. Сопровождаемый помощниками, штабными и любовницей Марией Косовой, Антонов верхом на коне въезжает в село.
Второе действие
Первая картина. В бедной избе вдовы Аксиньи встречаются два брата, два врага: командир красных партизан Листрат и антоновец Ленька, вестовой кулака Сторожева. Увидев Листрата, Ленька взялся было за наган, но умное, спокойное слово брата образумливает молодого паренька, в глубине души уже начинающего понимать истинную сущность антоновщины и свою неприглядную роль кулацкого холуя. И когда в сопровождении бандитов неожиданно появляется Сторожев, Ленька помогает Листрату спрятаться в солому. Антоновцы учиняют в избе тщательный обыск, но обнаружить Листрата им не удается. Разговор с братом не прошел бесследно для Леньки. Удар плетью по лицу, полученный от Сторожева, окончательно толкает Леньку на верное решение: вместе с Листратом он уходит к партизанам, чтобы с оружием в руках громить кулачье, бороться за власть Советов.
Вторая картина. Больше месяца хозяйничают антоновцы в Двориках. Стонет народ от грабежей, бесчинств и жестокостей. Любовница Антонова, Мария Косова, тешит себя кровавыми расправами, массовыми расстрелами. В пьяном угаре, распевая песни, проводят время Антонов и его палачи-сподручные. Сторожев умнее и дальновиднее бандитского главаря. Он понимает, что народ начинает распознавать истинное лицо антоновщины. По его совету Косова проводит гнусную провокацию: страшно изуродовав трупы расстрелянных ею людей, она приписывает это преступление партизанам Листрата.
Тоскует Наташа, не имеющая никаких сведений о судьбе Леньки. Сторожеву удается убедить наивную девушку в том, что Ленька променял ее на красивую комиссаршу. Наташа в отчаянии. Ее вера в правдивость слов Сторожева не колеблется даже тогда, когда антоновцы чуть не убивают отца, пришедшего требовать справедливости. Сам Фрол Баев уже разуверился в посулах Антонова. Чтобы получить ответы на все свои вопросы, он решает вместе с другом Андреем отправиться ходоком в Москву, к Ленину.
Третье действие
Первая картина. Наташа ожидает ребенка. С каждым часом растет ее озлобление против возлюбленного: она по-прежнему верит клевете Сторожева. И когда Ленька, тайком пробравшись в село, где еще хозяйничают антоновцы, неожиданно появляется перед Наташей, она готова выдать его бандитам. С большим трудом удается парню успокоить Наташу, убедить ее в тем, что его оклеветал их общий враг — Сторожев.
Вторая картина. В Кремле, в приемной Владимира Ильича Ленина встретились Фрол и Андрей с Листратом. Листрат — делегат Десятого съезда партии — недавно вернулся из ледового похода по подавлению контрреволюционного кронштадтского мятежа. Перед тем как войти в кабинет Ленина, Листрат сообщает землякам о важнейших решениях Коммунистической партии и Советского правительства: продразверстка заменена продовольственным налогом, разрешена свободная торговля. Героическая Красная Армия одерживает победы на фронтах гражданской войны. Недалек и конец антоновщины. Фрол и Андрей радостно поражены услышанными новостями. Они сначала не верят Листрату, но все сказанное им подтверждают и другие посетители приемной. Фрол все же хочет услышать слова правды от самого Ленина. Раскрываются двери кабинета, и на пороге — Владимир Ильич. Он приглашает к себе тамбовских ходоков.
Четвертое действие
Первая картина. С глубочайшим вниманием, затаив дыхание, слушает многолюдная крестьянская сходка рассказ Фрола о встрече с Лениным, о предстоящих исторических изменениях в жизни страны.Фрол торопится. Едва попрощавшись с дочерью Наташей и полюбовавшись внуком, он вместе с Андреем отправляется в путь, чтобы нести и в окрестные села свет великой ленинской правды.
Вторая картина. Сторожев, Антонов, Косова и их приспешники уже почувствовали свою обреченность. Тем более ненавидят они бедноту, народ. В лесной засаде притаились подлые враги Советской власти, подстерегая народных ходоков, носителей ленинской правды — Фрола и его друзей.
Героически, не дрогнув, встречает смерть Фрол Баев. Он умирает за правое дело, за счастье народа и процветание Родины.
Третья картина. Арестованный Сторожев под замком, в темном сарае. Вход охраняет Ленька. С ним — Наташа.
Листрат оставляет Сторожеву бумагу, чернила, свечу, предлагает написать подробные показания. Наташа уходит к ребенку.
Хитрый кулак решает воспользоваться неопытностью часового. Попросив Леньку поправить свечу, Сторожев ранит его ножом и пытается скрыться. Меткий выстрел вернувшейся Наташи настигает злодея. Собравшийся народ видит в гибели Сторожева конец антоновщины. Листрат напоминает землякам о том, что у молодой Советской власти еще немало врагов. Необходимы революционная бдительность, орлиная зоркость.
История создания
Оперу «В бурю» Хренников начал сочинять в 1936 году по заказу Театра имени В. И. Немировича-Данченко. Ее либретто, основанное на сюжете романа Н. Е. Вирты «Одиночество», было разработано А. М. Файко при участии писателя. Работа над оперой протекала в тесном творческом содружестве с коллективом театра. Активное участие в ее создании принимал В. И. Немирович-Данченко.
Роман Вирты «Одиночество» (1935) посвящен одному из эпизодов гражданской войны. В нем описываются события, происходившие в тамбовской деревне во время контрреволюционного мятежа Антонова, очевидцем которых был писатель. В либретто содержание романа использовано частично. Центральное место заняли драматические испытания любви Наташи и Леньки. Действие развертывается на фоне народных сцен, в которых ярко обрисована крестьянская масса. Ее типичный представитель Фрол Баев, народный «ходок» к Ленину, постепенно постигающий истинный смысл событий, великую правду ленинских слов. Большой заслугой авторов явилось создание образа вождя революции В. И. Ленина, впервые показанного на оперной сцене.
Премьера оперы состоялась 31 мая 1939 года в Москве. Не удовлетворенный первым вариантом, композитор создал впоследствии новую редакцию оперы. В этом виде она была поставлена в Москве 12 октября 1952 года.
Музыка
Обзор музыки дается по новой редакции оперы.
Опера «В бурю» сочетает изображение реальных исторических событий, широкие картины народной жизни с психологически содержательной характеристикой главных героев. Воплощая драматизм личных судеб героев, композитор подчеркнул их неразрывную связь с судьбами народа. Одно из главных достоинств оперы — душевная теплота и искренность музыки.
Увертюра живописует бурю, проносящуюся над героями оперы, передает ожесточение напряженной борьбы.
В первой картине хоровые песни чередуются с сольными номерами. Задушевно звучит лирическая песня девушек с хором «Я надену платье бело». Ария Листрата «Гармонь играет, песни раздаются» передает тревогу и беспокойство, вызванное грозной обстановкой. Хор партизан «Строй ряды, смыкай отряды» наделен характерными чертами боевой походной песни. В сцене и дуэте Леньки и Наташи выражено объединяющее их чувство любви.
Музыка второй картины развивается от задумчиво-спокойной лирики к напряженному драматизму. Материнской любовью, нежностью проникнуто ариозо Аксиньи «Разлетелись соколы». В терцете Аксиньи, Леньки и Листрата, напеваемом без слов, господствует настроение задумчивой печали и покоя.
В третьей картине (второй акт) значительное место занимают массовые хоровые сцены. Как стон народного горя и смятение звучит хор «Антоновцы пришли». В песне Антонова с хором «То ли солнышко не светит, над головушкой туман» господствуют настроения надрыва и безнадежности. Ария Фрола «За что надругались надо мной», создающая степенный образ старого крестьянина, насыщена скорбью и глубоким драматизмом. В хоре «Окаянные мучители» звучат интонации причитания торопливой гневной речи.
Четвертая картина (третий акт) целиком выдержана в лирическом плане. Музыка передает нарастание драматизма, душевного смятения. Вначале звучит женский хор, исполняемый за сценой (без слов). Ария Наташи «Одна, одна, и день и ночь одна» покоряет искренностью выражения горестного чувства. В сцене Леньки и Наташи обнажается внутренняя драма героев; картина заключается простой, безыскусственной колыбельной Леньки.
В пятой картине выделяется маршеобразная песня Листрата, наделенная мужественной силой и энергией.
В шестой картине (четвертый акт) хор крестьян «Пахать бы теперь» выдержан в духе протяжной народной песни. В монологе Сторожева «Идут с севера люди» рисуется облик озлобленного, обреченного врага. Задорная, беззаботная песня Леньки «Из-за леса светится» близка к частушечным припевкам. Торжественно-ликующе звучит заключительный хор «Запомним все», славящий победу трудового народа.
М. Друскин
В БУРЮ — опера Т. Хренникова в 4 д. (6 к.), либретто А. Файко и Н. Вирты по мотивам романа Н. Вирты «Одиночество». Премьера 1-й редакции (в 4 д., 8 к.): Москва, Музыкальный театр им. Немировича-Данченко, 10 октября 1939 г., под управлением Е. Акулова, режиссер В. Немирович-Данченко. В этой редакции опера была поставлена в Ленинграде, Киеве, Саратове, Харькове (1939), Ташкенте (1941). После Великой Отечественной войны автор осуществил новую редакцию оперы. Она была поставлена в Москве, в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, под управлением П. Славинского (премьера — 12 октября 1952 г.), а затем в Свердловске (1952), Донецке, Казани, Вильнюсе (1954), Горьком, Алма-Ате (1956).
Роман Вирты «Одиночество» рисует одну из страниц истории гражданской войны в России — восстание против большевиков в 1918 г. Авторская инсценировка романа под названием «Земля» обошла многие сцены Советского Союза. В либретто соединено несколько сюжетных линий. Мы находим здесь противостояние коммуниста Листрата и богатого крестьянина Сторожева, предводителя восставших Антонова и крестьян села Дворики; образы Леньки и Натальи, сначала далеких от классовой борьбы, но затем определяющих свое место в гражданской войне — на стороне большевиков; образ Фрола, находящего поддержку у Ленина.
Произведение Хренникова занимает видное место в истории советской оперы. Ценность его обусловлена достоинствами музыкальной драматургии, воздействующей на зрителя-слушателя открытой эмоциональностью, воплощением социальных и личных конфликтов. Характеризуя музыку композитора, Б. Асафьев прежде всего выделял простоту, непосредственность, лирическую песенность и драматизм взволнованного человеческого чувства.
Конфликтность, контраст — основа решения лучших сцен оперы. Такова, например, 2-я к. — столкновение Сторожева и Леньки, еще верящего своему хозяину, с большевиком Листратом. В музыкальном диалоге выражена напряженная борьба чувств. Превосходное трио-вокализ (Мать, Ленька, Листрат) силой музыки, без слов, ясно говорит о сдвиге в сознании Леньки. Одна из драматических вершин оперы — 4-я к.: Наталья, ждущая ребенка от Леньки, но поверившая клевете Сторожева и любовницы Антонова Косовой, хочет покончить с собой. Ревность, ненависть к «изменнику» переполняют ее сердце. И когда Ленька, тайно пробравшийся в село, занятое антоновцами, приходит к Наталье, она сначала хочет его выдать. В финале сцены Леньке удается убедить любимую в своей невиновности, успокоить ее. Эти острые ситуации выражены с большой эмоциональной силой. Монолог Натальи ярок и драматичен. Интонации скорби сменяются исступленными вскриками отчаяния. Превосходно воплощена в музыке встреча Натальи с Ленькой, завершающаяся примирением, просветленной колыбельной, которую Ленька напевает засыпающей Наталье. Эта и некоторые другие сцены принадлежат к высшим достижениям советского оперного искусства.
Подлинный дар музыкального драматурга позволил композитору найти выразительные средства для передачи конфликтных положений. Музыка органически вырастает из народной и массовой революционной песни, хотя прямых цитат в ней нет. Автор впервые вывел на оперную сцену В. И. Ленина, но не дал музыкального воплощения его образа.
Из многих постановок оперы Хренникова лучшая принадлежит Немировичу-Данченко — инициатору и вдохновителю создания оперы. Ему она и посвящена. Опера шла в ГДР, Чехословакии, Болгарии и других странах. Одна из последних постановок — в ленинградском Театре им. Кирова под управлением А. Дмитриева (премьера — 20 февраля 1976 г.). Партия Леньки принадлежит к ярким достижениям Н. Печковского.
А. Гозенпуд