Балет Бурнонвиля «Неаполь»

Napoli

Дата премьеры
29.03.1842
Жанр
Страна
Дания
Балет Бурнонвиля «Неаполь» / Napoli

«Неаполь, или Рыбак и его невеста» (Napoli eller Fiskeren og hans Brud) — романтический балет в 3 актах.

Композиторы Н. Гаде, X. Лумбю, С.- X. Паулли, Э. Хельстед, сценарист и балетмейстер А. Бурнонвиль, художник С. Кристенсен.

Премьера состоялась 29 марта 1842 в Королевском театре Дании, Копенгаген.

1. Приморский квартал Неаполя на берегу залива Санта-Лючия. Здесь живет прекрасная Терезина, за которой настойчиво ухаживают двое: торговец макаронами Джакомо и продавец лимонада Пеппо. Тереза высмеивает их, но ее мать Вероника упрекает девушку за то, что она упускает выгодные партии.

С богатым уловом возвращаются рыбаки. Среди них Дженнаро — возлюбленный Терезины. Юноше повезло: в пойманной рыбе он нашел коралловый браслет и дарит его невесте. Вероника нехотя благословляет их союз. Появляется монах Фра Амбросио, он просит всех пожертвовать на нужды церкви. Влюбленные охотно выполняют просьбу. Пеппо и Джакомо пытаются опорочить Дженнаро. То они распускают слухи, что удачливый рыбак продал душу дьяволу, то пытаются вызвать ревность у Терезины, показывая, как Дженнаро шутит с девушкой, которая покупает его рыбу. Клеветникам не верят и веселье продолжается.

Чтобы побыть вдвоем, влюбленные уплывают на лодке в море. Терезина играет на гитаре. Внезапно сверкает молния, звучит гром, начинается шторм. Дженнаро пытается направить лодку к берегу, но громадная волна смывает девушку за борт. Друзья рыбаки спасают лишь юношу. Все осуждают Дженнаро, Вероника обвиняет его в смерти дочери.

Оставшись один, юноша в отчаянии склоняется перед статуей Мадонны. Подошедший Амбросио вкладывает ему в руку образок, оберегающий от беды. Монах советует рыбаку сесть в лодку и искать невесту. Дженнаро уплывает. Амбросио преклоняет колени в молитве.

«Неаполь». Датский Королевский балет в Мариинском театре

2. Капри, голубой грот. Царством наяд и тритонов правит могущественный властелин моря Гольфо. В этот грот приносят сокровища с погибших кораблей. Две наяды в гигантской морской раковине везут спасенную Терезину, не выпустившей из рук гитары. Терезина просит отпустить ее домой, но Гольфо, очарованный ее красотой, превращает ее в наяду. Как только властелин моря обрызгал девушку водой из волшебного грота, Терезина забывает все свое прошлое. Все наяды и тритоны собираются, чтобы отпраздновать появление новой подруги.

В грот на своей лодке вплывает Дженнаро. Он видит знакомую гитару и понимает, что его любимая здесь. Гольфо пытается соблазнить юношу, затем запугать, но Дженнаро требует вернуть ему невесту. Две наяды приводят Терезину, но та, став наядой, не узнает жениха. Напрасно Дженнаро напоминает ей о родном Неаполе, играет на гитаре ее любимые мелодии — все тщетно. Лишь когда юноша, достав образок, молит Мадонну вернуть невесте память, к Терезине возвращается память, и она бросается в объятия жениха.

Разъяренный Гольфо пытается похитить Терезину, но девушка не хочет расставаться с Дженнаро. Наяды и тритоны не в силах разлучить влюбленных. Терезина высоко подняв образок, велит всем поклониться Царице Небесной. Те вынуждены подчиниться, и влюбленные уплывают из грота на свободу.

3. Монте-Вирджине, близ Неполя. Праздник, посвященный Мадонне дель Арко. Появляется Терезина с матерью, затем Дженнаро. Общее изумление — все считали девушку мертвой. Не колдовство ли это? Даже Вероника снова не доверяет юноше. Только Фра Амбросио успокаивает толпу. Он благословляет Дженнаро и объясняет толпе, что Терезину спасло чудесное заступничество Девы Марии.

Горожане радостно окружают Терезину и Дженнаро. Все танцуют и веселятся, празднуя воссоединение влюбленных. В финале жениха и невесту сажают в повозку и везут домой, навстречу счастью.

«Неаполь». Датский Королевский балет в Мариинском театре

«Неаполь» — один из наиболее известных балетов знаменитого хореографа Августа Бурнонвиля (1805-1879). Он родился в Копенгагене, однако в нем нет и капли датской крови: мать его — шведка, а отец — француз, превосходный танцовщик и педагог Антуан Бурнонвиль. В 1824 году отцу удается добиться стипендии для усовершенствования танцевальных способностей сына в Париже. Здесь Август становится одним из любимых учеников знаменитого Огюста Вестриса. Мастер учил не только ремеслу танцовщика: не случайно хореографические принципы Бурнонвиля и его одноклассника Жюля Перро столь созвучны. Впрочем, и в самой атмосфере Парижа тех времен вызревала резкая, но закономерная смена классицизма новым течением в искусстве — романтизмом, принципиальным приверженцем которого на всю жизнь остался Бурнонвиль.

Несмотря на успешный дебют в Парижской Королевской академии танца, Бурнонвиль решает вернуться на родину. В 1829 году он дебютирует в Копенгагене как хореограф и со следующего сезона заключает контракт с Королевским театром на 18 лет в качестве первого танцовщика, балетмейстера и педагога. Почти полвека за исключением двух кратких периодов (1855-56 — Вена, 1861-64 — Стокгольм) Бурнонвиль руководил датским балетом, сформировав надолго его репертуар и стиль. За 47 лет балетмейстерской деятельности он сочинил около 50 балетов, из них 36 совершенно оригинальных. В 1830-х годах Август лишь постигал профессию хореографа, разучивая или обрабатывая наиболее удачные парижские балеты. Судьбе было угодно, чтобы один из них — «Сильфиду» (1836) — в наши дни ассоциировали не только с легендарной Марией Тальони, но и с именем Бурнонвиля.

С начала 1840-х годов он обретает полную творческую самостоятельность, оставаясь верным романтической хореографии. При этом его балеты своеобразны и не слишком напоминают эталоны французского романтизма. Сюжеты Бурнонвиль черпает из самых разных источников — порой из близкой ему жизни, порой из легенд и преданий северных стран, иногда они возникали, как воспоминания о виденных нравах и обычаях различных стран. Да и в их интерпретации романтическими были скорее философская позиция хореографа, его отношение к фантазии и реальности в балете, чем стремление к формальной чистоте стиля. Из наиболее удачных балетов Бурнонвиля до сих пор сохраняются и пользуются успехом «Неаполь» (1842), «Консерватория» (1849), «Ярмарка в Брюгге» (1851), «Свадебный поезд в Хардангере» (1853), «Народное предание» (1854).

На склоне лет датский хореограф посетил Петербург. В 1874 году его радушно и с почетом принимали коллеги во с главе с Мариусом Петипа. Репутация Бурнонвиля в северной столице была высока. Его ученик Христиан Иогансон с 1841 года в школе и театре воспитал не одно поколение артистов петербургского балета от Павла Гердта до Николая Легата, Матильды Кшесинской, Ольги Преображенской, Анны Павловой. Именно в этом, а также в общих французских корнях лежат истоки родства стилей русской и датской хореографии. После путешествия в Россию Бурнонвиль ставит на родине свой последний балет «Из Сибири в Москву» (1876).

История возникновения балета «Неаполь» связана с иными, отнюдь не радостными событиями в жизни Бурнонвиля. В 1841 году он вследствие околотеатральных интриг был внезапно выслан из Дании. Выслан без расторжения договора и выплаты денежного содержания. Все его будущее оказалось неопределенным. Вынужденные гастроли привели артиста в Италию, где он некоторое время танцевал в Неаполе. Город поразил его южной красочностью, многообразным проявлением национальных обычаев. И когда в 1842 году его прощают и разрешают вернуться на родину, Бурнонвилю приходит в голову посвятить первый же балет столь милому его сердцу городу и его обитателям — простым неаполитанцам.

Хореограф так торопился, что поручил сочинение музыки одновременно четырем композитором. Молодому, но весьма одаренному Нильсу Гаде был поручен второй акт, популярному автору танцевальной музыки Хансу-Кристиану Лумбю — финал балета, остальное сочинили постоянные соратники балетмейстера Эрик Хельстед и Хольгер-Симон Паулли. В довольно пестрой музыке «Неаполя» немало нарочитых заимствований и цитат: от сицилийских мелодий до арии о клевете из «Севильского цирюльника» Дж. Россини. По замыслу хореографа, такой прием должен рождать ассоциации и будить фантазию зрителей. Премьера «Неаполя» имела успех, сам хореограф исполнял роль Дженнаро.

За более чем полтора века этот балет только в Копенгагене исполнялся не менее 600 раз. С 1954 года фрагменты из «Неаполя» (прежде всего, третий акт) ставились на сценах Англии и США. В 1952 году датские хореографы Кирстен Ралов и Пауль Гнат переносят «Неаполь» в труппу новозеландского балета. В 1982 году известная шведская танцовщица и хореограф, большой знаток наследия Бурнонвиля Эльза-Марианна фон Розен осуществляет свою постановку балета «Неаполь» в Кировском (Мариинском) театре.

Условия советского времени потребовали некоторой коррекции сюжета. Исчез образок Девы Марии и все ситуации связанные с ним. Морской властелин Гольфо (подобно Хозяйке Медной горы из «Каменного цветка»?), растроганный лишь любовью героев, отпускает их на волю. Однако, главное в данном балете — хореография Бурнонвиля была представлена в полной красе. Те, кому довелось видеть ленинградский спектакль, не забудут финальный акт — редкостный праздник классического и характерного танца в блестящем исполнении Татьяны Тереховой, Марата Даукаева, Сергея Вихарева и других.

Бурнонвиль немало думал о будущем исполнении своих спектаклей. Он писал: «Ах! Что такое мой балет без блестящего исполнения?! В лучшем случае сохранится механическая часть, но нюансы исчезнут... Исполнение — вот, что создает сам балет. Желание нравиться создало изобретательность, а желание возбуждать поклонение — виртуозность. Здесь и лежит перекресток, на котором танцовщик так часто сбивается с пути. Все искусства включают значительную долю техники, так внесем же искусство в ремесло, но не допустим, чтобы ремесло проглядывало в искусстве».

А. Деген, И. Ступников

На фото: «Неаполь». Датский Королевский балет в Мариинском театре

реклама

вам может быть интересно

Вольфганг Амадей Моцарт. Реквием Вокально-симфонические
Бородин. Струнный квинтет Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама