Piano Quartet No. 1 (D-dur), Op. 23, B. 53
В 1875 г. Антонину Дворжаку была назначена государственная стипендия, это позволило композитору не беспокоиться о решении финансовых проблем и полностью сосредоточиться на сочинении музыки. В первой половине того года рождается несколько крупных произведений, являющих собой образцы полностью сложившегося стиля композитора. Наряду с Симфонией № 5 в их число входят камерные сочинения с участием фортепиано – си-бемоль-мажорное Фортепианное трио и Фортепианный квартет ре мажор.
Работа над Квартетом № 1 ре мажор для скрипки, альта, виолончели и фортепиано заняла восемнадцать дней. Произведение представляет собой одно из последних обращений Дворжака к трехчастному сонатному циклу (в дальнейшем он отдавал предпочтение четырехчастной структуре). Как и во многих иных сочинениях композитора, в этом квартете сочетается следование классическим традициям и поиск новых путей, стремление к оригинальной интерпретации сложившихся традиционных форм.
Первая часть – Allegro moderato – написана в традиционной сонатной форме, но в ее интерпретации проявляются своеобразные черты. В экспозиции и главная партия, и побочная излагаются в трехчастной форме, а побочная сохраняет ее и в репризе – это станет одним из характерных признаков стиля Дворжака в зрелый период. Как правило, заключительная партия в сонатной форме либо полностью самостоятельна, либо интонационно связана с побочной, но в данном случае в нее включается тематический материал главной партии. Разработка отмечена сложными модуляциями.
Вторая часть – Andantino – тоже традиционна по форме. Она представляет собою цикл вариаций на оригинальную тему, но в жанровом отношении она своеобразна, обращает на себя внимание ее близость к думкам – особому лирическому жанру, берущему начало в славянском фольклоре, который позднее будет играть в творчестве Дворжака весьма важную роль. Вариационный метод развития, избранный композитором для развития этой темы, тоже соответствует природе славянского песенного фольклора. За изложением лирической, задумчиво-печальной темы следуют пять вариаций, в ходе которых меняется ритм, а также инструментальное изложение, но эмоционально-образный строй остается прежним.
Наибольшим своеобразием отличается третья часть – Finale. Allegretto scherzando. Она объединила в себе черты двух традиционных частей сонатного цикла – скерцо и финала. Первая тема главной партии носит скерциозный характер, но ее вторая тема такими чертами не обладает. Сонатная форма также характерна для финала, но не для скерцо.
Премьера Фортепианного квартета № 1 ре мажор состоялась почти через шесть лет после его создания – в декабре 1880 г. в Праге, в рамках концерта, организованного художественным обществом «Умнелецкая беседа». Первыми исполнителями произведения Антонина Дворжака стали Вацлав Копта, Петр Мареш, Алои Неруда и Карел Славковский. В том же году Квартет был опубликован в Берлине издательством Шлезингера.
Камерно-инструментальное творчество Дворжака →