Опера Петера Этвёша «Три сестры»

Композитор
Дата премьеры
13.03.1998
Жанр
Страна
Венгрия

«Три сестры» — опера Петера Этвёша по одноименной пьесе А. П. Чехова. Либретто Этвёша и Клауса Хеннеберга.

Премьера: 13 марта 1998 года, Опера Лиона, Франция.

Антону Павловичу Чехову в оперном жанре не повезло: великие русские композиторы, выбирая сюжеты для своих опер, не обращали внимания на его произведения. Правда, Петр Ильич Чайковский, который был дружен с писателем, договаривался с ним о создании оперного либретто, но речь шла не о чеховском сюжете, а об одной из частей лермонтовского «Героя нашего времени» — «Бэле», и даже этот замысел так и не был осуществлен… Но то, чего не сделали композиторы-соотечественники и современники писателя, сделал наш современник — венгерский композитор Петер Этвёш. Опера «Три сестры», созданная им на сюжет одноименной чеховской драмы, считается последней великой оперой ХХ столетия.

Обращение к этому сюжету не было случайным. Русская культура вообще близка Этвёшу — во времена его детства ее присутствие в Венгрии было достаточно ощутимым, он слышал немало русской музыки — как академической, так и популярной, смотрел фильмы, снятые в нашей стране. Но создание оперы было связано с личной трагедией: написать оперу по «Трем сестрам» посоветовал композитору сын, который вскоре после этого лишил себя жизни. Главным мотивом чеховской драмы является прощание, а для Этвёша работа над оперой стала прощанием с сыном.

Зрители, которые хорошо знают «Трех сестер» Чехова и ожидают увидеть в опере точное музыкальное воспроизведение пьесы, возможно, будут разочарованы: в либретто, написанном немецким драматургом Клаусом Хеннебергом и самим композитором по-немецки, а впоследствии переведенном на русский язык, нет буквального воспроизведения чеховской драмы. В трех актах оперы трижды излагаются одни и те же события, но с точки зрения различных действующих лиц. В первом действии мы видим происходящее с точки зрения Ирины, в последнем — Маши, а во втором… нет, не Ольги — третьей из сестер, а с точки зрения Андрея — брата героинь. Весьма важную роль играет в опере его супруга Наташа. Мотив «повторяющегося времени» подчеркивается разбиванием часов в двух актах. Третьей же сестре — Ольге — в опере уделено меньше внимания. Сам Петер Этвёш объяснил это тем, что в истории этой героини прощание не играет важной роли, поэтому для него сюжет был скорее историей двух сестер и брата, чем историей трех сестер.

Весьма необычным представляется и распределение голосов в опере. Партии женских персонажей — Ольги, Ирины, Маши и Наташи — композитор поручил… контратенорам, мужским голосам, по диапазону приближенным к женским. Почему композитор так поступил? Этвёш сравнивает эти голоса с котурнами античного театра — они придают музыкальному повествованию особый пафос, поднимая его над повседневностью. Однако автор учитывал, что не всякий оперный театр имеет возможность задействовать контратеноров, тем более — сразу четырех, поэтому он написал еще один вариант, где эти партии поручены женским голосам. Такими же мотивами руководствовался автор при выборе инструментального состава. Этвёша считают одним из «королей» авангарда послевоенной эпохи, но ему хотелось, чтобы его творение могли ставить любые оперные театры, а не только те, которые специализируются в авангардной музыке, поэтому состав оркестра в «Трех сестрах» в основном традиционен. Но необычная деталь все-таки есть: по указанию композитора, в оркестровой яме должен находиться камерный ансамбль, большой же оркестр помещается… над сценой. Такое размещение исполнителей позволяет создать стереоэффект в звучании.

Роль инструментального начала в опере «Три сестры» довольно велика. С образом каждого из персонажей связан тембр определенного инструмента, благодаря чему присутствие того или иного действующего лица может ощущаться даже тогда, когда его (или ее) на сцене нет. Именно эти инструменты, являющиеся лейттембрами героев, составляют ансамбль, размещаемый в оркестровой яме. С образом Наташи связываются колокольчики и сопрано-саксофон, с Тузенбахом — две валторны, ведь этот инструмент любили немецкие композиторы XIX столетия, а предками этого героя были немцы. Интересно решен в тембровом плане образ сестер: всех трех героинь в совокупности характеризует трио струнных инструментов, а каждую из них в отдельности — деревянные духовые: гобой у Ирины, флейта у Ольги, кларнет у Маши. Присутствует в партитуре и нетрадиционный для оперы инструмент — гармонь. В понимании Петера Этвёша она является символом России, русской культуры.

Мировая премьера оперы «Три сестры» состоялась в 1998 году в Лионе, дирижировал Кент Нагано. Опера имела большой успех. К сожалению, в современных условиях даже успешная премьера далеко не всегда гарантирует произведению долгую сценическую жизнь, но дальнейшая судьба «Трех сестер» оказалась счастливой: в последующие годы опера ставилась в Дюссельдорфе, Будапеште, Фрайбурге, Амстердаме, Париже, Гамбурге, Брюсселе и других городах. В 2019 году состоялась российская премьера. Осуществил ее екатеринбургский театр «Урал Опера Балет».

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама