Через 12 лет после премьеры спектакль Мариуша Трелиньского уже не смотрится чем-то несусветным, хотя загнанные (и застреленные) косули всё ещё вызывают недоумение. Я даже не буду возражать режиссёру на то, что папа у Иоланты, без сомнений, фашист (он и одет как чернорубашечник): это ж надо додуматься не сказать больному ребёнку, что он болен. Вот Мариуш Трелиньский непременно бы сказал: «пускай она поплачет – ей ничего не значит». Понятно, что режиссёрская безжалостность к идее первоисточника, к его авторской сверхзадаче всё ещё в тренде.
Не понятно другое: как эта дребедень уже 12 лет держится в репертуаре? Администрацию театра пытали что ли перед подписанием договора на совместную постановку с Баден-Баденом? 2 сезона проката такой серой во всех смыслах продукции — это ещё куда ни шло. Но 12 лет… Хоть на сцену не смотри. Впрочем, может, в этом и был замысел? Почувствуй себя слепой девушкой в лапах фашистов. Ну а что? Интерактив третьего порядка, да. По трезвом размышлении, спектакль Трелиньского в принципе не мог получиться, но об этом чуть позже. Сейчас о том, как звучало.
Оркестр под управлением маэстро Бориса Грузина был громче всех. В свете его динамической яркости несколько потерялись замечательные певцы. И если Иоланта в исполнении Натальи Павловой в силу природной яркости тембра и прекрасной технической подготовки смогла прорваться сквозь инструментально-звуковую завесу и донести до слушателя авторский замысел, то глубокоуважаемый Михаил Кит, выступивший в этот вечер в партии Короля Рене, эту преграду не осилил.
Отлично прозвучал в партии мавританского врача Евгений Никитин: знаменитое крещендо в знаменитом монологе получилось драматически оглушительным.
Владислав Сулимский блестяще выступил в партии Роберта. Округлый, прекрасно сфокусированный вокал создавал насыщенный психологическими красками образ друга спасителя главной героини.
Граф Водемон в исполнении Сергея Скороходова прозвучал добротно и технически безупречно.
Теперь о том, почему, несмотря на прекрасный ансамбль, спектакль не мог получиться.
Не секрет, что хорошо петь в малоудачной постановке очень сложно. В откровенно плохой петь практически невозможно. Боюсь признаться, я не встречал ни одной постановки «Иоланты», которая не мешала бы петь певцам. Возможно, удачных постановок этой оперы просто не существует. И дело не в том, что оперные режиссёры не хотят или не способны: дело в том, что «Иоланта» не совсем опера.
В последние годы своей жизни, то есть в период создания «Иоланты» Пётр Ильич Чайковский увлекался учением Спинозы, его мистическим пантеизмом, в котором счастье заключается в познании, в обретении душевного мира и гармонии в созерцании бога. Неслучайно поэтому в либретто оперы, посвящённой прозрению, слово «Бог» и производное от него «Боже» встречаются 45 (сорок пять!) раз, а слово «Господь» – еще 16 раз, то есть в пять раза чаще, чем слово «Dio» в либретто вердиевской оперы «Набукко» — оперы, напомню, на библейский сюжет.
На подлинную природу «Иоланты» свет проливает и имя главного героя-просветителя: спящую девушку побуждает к прозрению некий граф Водемон. Водемон, как мы помним, – это фамилия. Зовут же бургундского рыцаря Готфрид. Имя Готтфрид состоит из двух слов der Gott (бог) и der Fried (мир). Как говорится, привет Спинозе. В своё время занимаясь «Иолантой», я посмотрел, на всякий случай, родовое древо реальных графов Водемонов: среди них не оказалось ни одного (вот прямо ни единого) Готфрида. То есть имя спасителя Иоланты было вымышлено и, разумеется, неслучайно (к слову, в либретто оно упоминается четыре раза). Про гербовую символику исторических Водемонов – обычный щит в черно-белую полоску (чередование света и мрака) – я говорить не буду: это заведёт нас вдаль и вглубь, тогда как уже из сказанного понятно, что «Иоланта» — не любовная история, а программное высказывание композитора религиозно-философского характера. Не уверен, что можно назвать «Иоланту» художественным завещанием Чайковского, но в том, что в этом произведении композитор подводит определённые мировоззренческие итоги, сомнений быть не может.
Именно поэтому лучше всего эта партитура звучит в концертном исполнении. Очень может быть, что адекватно оригиналу этот шедевр поставить на сцене просто невозможно: он слишком символичен, слишком философичен, слишком религиозен и глубок для сценического воплощения постановщиками, слабо владеющими материалом.
Почему эти слабо подготовленные люди получают доступ к работе с такими сложными произведениями, как «Иоланта», понять невозможно.
Фото с сайта Мариинского театра
Больше двадцати пяти лет на рынке водоподготовки и водоочистки работает группа Группы Компаний WATER.RU, зарекомендовав себя как надежного делового партнере. На сайте компании можно узнать о том, как выбрать систему водоочистки ГК WATER.RU, подобрать готовое решение или спроектировать индивидуальную систему очистки воды, наиболее подходящую для вашего объекта.