Ильдар Абдразаков: сольный концерт в Москве

Ильдар Абдразаков

17 апреля 2014 года на сцене московского театра «Новая Опера» с успехом прошел концерт Ильдара Абдразакова (бас). В концерте принимали участие оркестр театра «Новая опера», дирижер Фабио Мастранджело, специальные гости Василий Ладюк (баритон) и Кристина Мхитарян (сопрано).

Ведущий Святослав Бэлза объявил, что концерт открывает новый проект «Новой оперы» — цикл концертов «Звезды мировой оперы», в рамках которого для выступления в Москве будут приглашены выдающиеся исполнители нашего времени.

Ильдар Абдразаков не нуждается в представлении.

Артист, исполнивший ведущие басовые партии на сцене Мариинского театра, Ла Скала, Метрополитен-оперы и других театров высшего ранга, участник самых престижных фестивалей, обладатель главной музыкальной премии Грэмми за партию баса в «Реквиеме» Верди, — это один из тех, кто достойно возносит знамя России на мировой оперный Олимп. В Москве певец бывает нечасто, и в нынешний приезд он совместил участие в ежегодной церемонии вручения премии «Золотая маска» на сцене Большого театра с сольным концертом в «Новой опере».

Впрочем, нельзя сказать, что концерт был прямо уж таки «сольным», учитывая, что партнером Абдразакова был ведущий баритон «Новой оперы», тоже успешно представляющий нашу оперную школу на мировом уровне, Василий Ладюк. В какой-то момент даже показалось, что хозяин сцены несколько затмил звездного гостя. Первый же выход Ладюка — ярчайше преподнесенная ария Станкара из оперы Верди «Стиффелио» (раритет, постоянным поклонникам этого артиста «Новой оперы», однако, знакомый).

Сразу стало понятно, что, как нередко случается в операх, битва баритона и баса будет нешуточной.

Это тут же подтвердилось наглядно в дуэте Филиппа и Родриго из оперы «Дон Карлос» (им завершалось первое отделение, целиком построенное на музыке Верди), который певцы воплотили на сцене не как концертный номер, а как фрагмент оперы — с жестикуляцией и движениями по сцене, полный эффект присутствия на спектакле. Не менее впечатляющей была и каватина Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини, исполненная Ладюком ближе к финалу — виртуозно, четко, легко, можно сказать играючи, но предельно точно.

Абдразаков и Ладюк

Сам же Абдразаков выбрал наиболее выигрышное из всего своего репертуара, известные проверенные номера: для вердиевского первого отделения — арию Банко из «Макбета» и каватину Дона Сильвы из «Эрнани»; для второго отделения — сразу и арию Лепорелло, и канцонетту Дон Жуана, и сцену Дон Жуана с Церлиной («Дон Жуан» Моцарта был для нашего баса счастливым, именно в нем он впервые вышел на сцену Метрополитен-оперы). В финале официальной части программы он спел знаменитую арию Дона Базилио о клевете из «Севильского цирюльника», а блестящими бисами стали куплеты Мефистофеля из «Фауста» Гуно и каватина Алеко из одноименной оперы Рахманинова.

Голос Абдразакова — высокий бас — имеет богатую природу и скорее европейскую, чем русскую техническую оснащенность и огранку, с несвойственной нашим басам cфокусированностью, собранностью звука.

Сильная сторона — кантилена, прекрасно удаются темповые подвижные ходы. Возможно, чуть не хватает густоты внизу, однако в том репертуаре, за который берется певец, она особенно и не требуется. Зато уверенные, практически бас-баритоновые верха оставляют свободу маневра и возможность выхода в традиционно баритоновых партиях.

Нельзя не отметить высокую культуру отношения к музыкальному материалу, как западному, так и русскому. Ну и наконец, что немаловажно для дам-поклонниц оперы, артист внешне — просто голливудский красавец, с невероятно спортивной фигурой и лицом рокового соблазнителя. Если б не тот факт, что большинство басовых и бас-баритоновых персонажей появляются в операх в возрастном гриме, с окладистыми бородами и в бесформенных одеяниях, наверняка Абдразаков удостоился бы звания «Мистер Оперная Сцена».

В концерте были представлены не только «Новая опера» и Мариинский театр, но и Большой — от него выступила солистка молодежной программы Кристина Мхитарян,

чье воздушное лирико-колоратурное сопрано приятно разбавило компанию благородных джентльменов.

Кристина Мхитарян, Ильдар Абдразаков и Василий Ладюк

Успешное участие артистки в сцене из «Дон Жуана» и два собственных сольных номера (ария Джильды из «Риголетто» Верди и ария Памины из «Волшебной флейты» Моцарта) позволяют судить о ней не как о стажере, а как о вполне сложившейся профессиональной певице. Можно придраться к микроскопическим интонационным огрехам или нечеткой дикции, однако такие придирки — это, скорее, следствие того, что критики к сопрано вообще подходят наиболее строго, ибо конкуренция между ними слишком высока. А спела она, в целом, хорошо.

Не беремся однозначно оценить и работу дирижера Фабио Мастранджело.

Чисто оркестровые номера — четыре досконально известные слушателю увертюры великих опер («Сила судьбы», «Набукко», «Свадьба Фигаро» и «Севильский цирюльник»), что само по себе риск и ответственность, дирижер явно не стремился упростить себе задачу. Безусловно, музыкальность и выразительность — сильная сторона работы маэстро (хотя с некоторыми непривычными замедлениями в вердиевской части программы можно было бы и поспорить, но это его право, его концептуальное видение).

А вот к «презентации», в отличие от «техники» вопросы остались.

Почему-то все чаще дирижеры, то ли втайне завидуя музыкантам, находящимся на сцене лицом к зрителю, то ли преувеличивая значимость компонента зрелищности в наши дни, все больше и больше стремятся взять на себя несвойственную им роль аниматоров и шоуменов. Но ведь у них в руках главное выразительное средство — музыка!

Было бы намного лучше, если бы вместо изобретения «оживляющих» шутливых задумок в стиле домашнего концерта «для своих», дирижер побольше внимания уделил профилактике расхождений с вокалистами или оттачиванию качества некоторых инструментальных партий.

Вместо подведения итогов, помня, что прекрасный вечер оперной музыки — только первый в заявленном цикле, можем только помечтать и потеряться в предположениях о том, кто же из лидеров современной оперы выйдет на сцену в следующих концертах. Уровень, под который теперь придется подтягиваться будущим участникам, был задан очень высокий.

Фото предоставлено пресс-службой театра «Новая Опера». Фотограф — Даниил Кочетков

реклама

вам может быть интересно