Первый «Битлджюс», выпущенный Тимом Бёртоном в 1988 году, стал культовой готической комедией о двух привидениях погибшей семейной пары, отбывающих своё 125-летние загробное послушание в доме, в который прибывает семья Дицев. Фильм, снятый за 14 млн долларов, заработал в прокате 70 млн. Но если вы не видели первую часть, то не переживайте: всё, что вы там пропустили, вам покажут в сиквеле в двойном размере — и по качеству, и по продолжительности. Неслучайно же новый фильм называется два раза по «Битлджюс».
Имя главного из «кошмариков» загробного мира — Битлджюса — можно перевести как «жучий сок», но за 36 лет со дня выхода первой части это имя собственное стало нарицательным. Для любителей чёрного юмора, пародийного пережёвывания сатирических штампов, фантазий на тему фэнтези, ужастиков на тему ужасов, а также лингвистических шарад и квестов продолжение старой истории — настоящий пир духа. Сообразительному зрителю новый фильм Тима Бёртона даёт возможность почувствовать себя и филологом, и культурологом, и даже патологоанатомом.
Пружина сюжета — три поколения женщин семьи Дицев: бабушка Делия (Кэтрин О’Хара), мама Лидия (Вайнона Райдер) дочка Астрид (Дженна Мари Ортега). Лишний мужчина — муж Делии и папа Лидии — предусмотрительно погибает в пасти акулы после крушения авиалайнера, и когда Лидия спрашивает, что случилось с папой: «Мама, он что, тебя бросил?!», то Делия в лучших бёртоновских традициях отвечает: «Да что ты говоришь! Как тебе такой кошмар мог прийти в голову?! Конечно же, нет! Он не мог меня бросить! Он просто погиб…».
Фильм, разумеется, латентно-феминистский, как в операх Пуччини: все мужчины — причина женских страданий. Вместе с Битлджюсом (гениальным и гиперактивным 73-летним Майклом Китоном), помогающим Лидии вернуть из загробного мира Астрид в обмен на брачный договор, «пальму первенства» делят ещё два представителя мужского пола. Очаровательный подонок-убийца Джереми (Артур Конти), который и увлекает Астрид на тот свет, и продюсер шоу Лидии — Рори (Джастин Теру), превращающий похороны мужа Делии в собственную помолвку с Лидией из корыстных побуждений.
Что в фильме безоговорочно радует, кроме узнаваемых костюмов, компьютерно-кукольной графики, роскошного грима и бронебойной Моники Беллуччи в роли бывшей жены Битлджюса? Прежде всего, праздничность кадров и прозрачность режиссёрской мысли, ключом к которой является реплика съеденного пираньями отца Астрид, обращённая к дочери и к жене: «Вы есть друг у друга, и это самое главное!»
Дурашливый приключенческий сюжет второго «Битлджюса» лишь в одном месте закручивается в спираль детективного экшена, но затянутое музыкальное венчание Битлджюса с Лидией неожиданно разрешается разрывом контракта живой Лидии с неживым потусторонним Битлджюсом. Именно эта аннуляция договора между живым материальным миром и потусторонним миром мёртвых и становится главной сентенцией фильма: живые не должны зависеть от мёртвых, — ни от их правил, ни от их желаний, ни от их законов, ни от их заветов. Более мощного и актуального высказывания сегодня и не придумать.
Как призрак Битлджюс появляется после трёхкратного упоминания его имени, а в названии сиквела лишь два его упоминания — «Битлджюс Битлджюс». С учётом финального кошмара в роддоме, где Астрид рожает обаятельное маленькое чудовище, нетрудно догадаться, что Тим Бёртон в недалёком будущем вновь порадует нас очередной кроваво-дидактической задорной веселухой.